АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН, Магундат - Страница 3

В древнейших Софийском и Лобковском Прологах дата 22 января утрачена. В Великих Минеях Четьих помещены краткие Жития Анастасия Персиянина, взятые из Стишного и нестишного Прологов, перенесение мощей Анастасия Персиянина указывается дважды: 22 и 24 января. Память Анастасия Персиянина содержится в Типиконе Великой церкви Х в., согласно которому служба святому совершалась 22 января в церкви его имени. Согласно разным редакциям Студийского устава – Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. (Исторический музей, XII в.), Евергетидскому Типикону первой половины ХII в., Мессинскому Типикону 1131 г. – 22 января поётся будничная служба двум святым, апостолу Тимофею и Анастасию Персиянину. Все указанные Типиконы предписывают единый канон двум святым, каждый из святых имеет тропарь, чтение жития в обработке Симеона Метафраста на утрене, один или два самогласна на стиховнах вечерни и утрени; отличия – в указаниях о стихирах на «Господи воззвах». По различным редакциям Иерусалимского устава (начиная с древнейшего списка, XII в.), в том числе первому печатному русскому Типикону 1610 г., принятому в настоящее время в РПЦ Типикону и Типиконам греческих церквей 22 января поётся служба двум святым без знака (см. Знаки праздников месяцеслова). Как студийские (например, Исторический музей, XII в.), так и иерусалимские русские и греческие Минеи содержат последование Анастасию Персиянину: канон апостолу Тимофею и Анастасию Персиянину Феофана первого гласа (акростих: «Тимофея апостола песньми чествую»), седален после третьей песни канона; корпус стихир в рукописных и печатных русских и греческих Минеях, в основном, один и тот же. В отличие от студийских и принятых в настоящее время в РПЦ Миней, указывающих петь Анастасию Персиянину общий тропарь мученику, принятые ныне в греческих церквах Минеи содержат тропарь первого гласа «Мучеников слава». Светилен Анастасию Персиянину, отсутствовавший в студийских Минеях, в русских и греческих печатных Минеях неодинаков. Многие студийские Типиконы и Минеи указывают кондак только апостолу Тимофею, в то время как иерусалимские Минеи содержат посвящённый обоим святым кондак первого гласа «Божественного ученика». По греческим рукописям исследователям известно другое последование Анастасию Персиянину с каноном шестого гласа (акростих: «Носящему имя Воскресения (т.е. Анастасию) – рукоплескание!». В богородичны вписано: «Георгия». Анастасий Персиянин в одеянии преподобного, с длинной тёмной бородой, представлен: в минологии Служебного Евангелия (третья четверть XI в.) – в рост; в Минологии из монастыря Гроттаферрата (1101 г.); в Минологии (XIII в.); в настенном минологии нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348–1350 гг. Анастасий Персиянин изображён также на двух миниатюрах Минология Василия II (976–1025 гг.): на первой – сцена мученичества святого: удушение и усечение главы, на второй – перенесение в Константинополь мощей Анастасия Персиянина: процессия, несущая гроб святого к базилике. «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, начало XVIII в., предписывает изображать преподобного молодым, с остроконечной бородой.



 
PR-CY.ru