Словарь по христианству А АРМИНИАНСКИЙ СПОР

АРМИНИАНСКИЙ СПОР

АРМИНИАНСКИЙ СПОР – богословская полемика между представителями строгого кальвинизма и арминианства в начале XVII в. в Голландии с участием представителей из Англии, Швейцарии, Германии и Франции. В 1610 г. группа последователей Якоба Арминия (их стали затем называть ремонстрантами) подала Генеральным штатам Голландии изложение своих взглядов в так называемой ремонстрации, а в следующем году контрремонстрацию представили ортодоксальные кальвинисты. Постепенно религиозно-догматические споры приобрели политическую окраску. С помощью великого пенсионария Яна ван Олденбарневелта, поддержавшего ремонстрантов, магистраты городов, где были сильны арминианские настроения, получили право на создание отрядов самообороны, на стороне контрремонстрантов выступил статхаудер и главный капитан Голландии граф Мориц Нассауский. Опасаясь начала гражданской войны, в августе 1618 г. он арестовал Яна ван Олденбарневелта (казнён 13 мая 1619 г.) и созвал Дордрехтский синод (1618–1619 гг.). В работе синода принимали участие богословы из Швейцарии, Англии и Германии. Тезисы арминианской ремонстрации были последовательно осуждены в пяти постановлениях синода: 1) об абсолютной греховности человеческой природы, утратившей после грехопадения всякую способность к добру; 2) о безусловном предопределении, которым Бог по Своему произволению избирает одних людей ко спасению, других оставляя на погибель; 3) об ограниченном (неполном) искуплении, совершённом Христом, которое распространяет своё действие только на предызбранных ко спасению; 4) о непреодолимом действии благодати Божьей, которая обрекает человека на спасение независимо от него; 5) о неизменности Божественного избрания ко спасению, от которого человек никогда не может отпасть. Впоследствии эти постановления получили известность как изложение основ кальвинистского вероучения. После окончания Дордрехтского собора арминиане в Голландии начали подвергаться преследованиям, деятельность их проповедников была запрещена, профессора-арминиане лишились кафедр и порой подвергались физической расправе. Епископ, глава арминиан, нашёл убежище в Руане, часть его единомышленников иммигрировала в Англию, Шотландию, Францию и Шлезвиг-Гольштейн. После смерти графа Морица Нассауского они получили разрешение вернуться в Голландию, строить свои церкви и учреждать духовные школы, но их деятельность имела ряд ограничений. Официальное признание арминиане получили в 1795 г.

 
PR-CY.ru