Словарь по христианству А АНДРОНИКОВА (ГРЕЧЕСКАЯ, МОНЕМВАСИЙСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

АНДРОНИКОВА (ГРЕЧЕСКАЯ, МОНЕМВАСИЙСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

АНДРОНИКОВА (ГРЕЧЕСКАЯ, МОНЕМВАСИЙСКАЯ) ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ (празднование 1 мая, 22 октября), по преданию, была вложена в 1347 г. византийским императором Андроником III Палеологом в Монемвасийский монастырь в Морее (исследователи отмечают, что сведениям о пребывании иконы в Монемвасии с 1347 г. противоречат как дата смерти Андроника III Палеолога – 1341 г., так и отсутствие упоминаний о ней среди святынь обители). В 1821 г., во время греческого восстания, настоятелем Монемвасийского монастыря епископом Агапием Андроникова икона была перенесена в Патры и завещана российскому генеральному консулу в Греции И.Н. Влассопуло, от сына которого А.И. Влассопуло в 1839 г. доставлена из Афин в Санкт-Петербург на Высочайшее имя императора Николая I. 30 октября 1839 г. Андроникова икона была помещена в придворную ризницу и до 1868 г. хранилась в Большой церкви Зимнего дворца. С 1868 по 1877 гг. находилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. После тяжбы, затеянной конкурсным управлением по делам несостоятельного должника А.И. Влассопуло, икона перешла во владение петербургского жителя М.А. Фёдорова, который в 1885 г. продал её петербургскому купцу Ефрему Никифоровичу Сивохину. 1 мая 1885 г. Е.Н. Сивохин перенёс икону в Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь. После закрытия монастыря в 1924 г. икона находилась в Богоявленском соборе Вышнего Волочка, откуда была похищена в 1983 г. Предание, переданное, по мнению исследователей, епископом Агапием, называло Андроникову икону одним из трёх образов, писанных евангелистом Лукой (сомнения в достоверности этих данных высказал в 1866 г. духовник Их Императорских Величеств протоиерей П. Бажанов). По сведениям, доставленным императору Николаю I А.И. Влассопуло, Андроникова икона была выполнена в технике воско-мастики; её размер около 33х24 см. Иконография характерна для икон, входивших в оглавные деисусные чины, – Богородица изображена без Младенца Христа, в трёхчетвертном повороте вправо, со слегка склонённой головой, в короне поверх мафория. Отличительной особенностью образа является изображение раны на шее Богоматери. Сохранились свидетельства о раме и ризе на икону, изготовленных епископом Агапием, и работах по украшению иконы, предпринятых в 1825 г. И.Н. Влассопуло и в 1870 гг. М.А. Фёдоровым. На нижнем поле иконы на серебряной пластинке находилась чеканная (?) надпись: «Владычица Андроника самодержца». Вторая надпись была помещена на серебряной золоченой раме образа: «Эта всечестная святая икона есть дар благочестивого царя Андроника Палеолога в Монемвасию». Икона была украшена изображением герба Византийской империи, шитого золотом по зелёному бархату, также к ней был приложен нож, которым, согласно преданию, была ранена икона. В годы пребывания Андрониковой иконы в Троицком соборе иждивением петербургского гражданина Ильи Федуловича Громова и его жены для иконы был изготовлен киот с изображениями по сторонам святых Александра Невского и Марии Магдалины; при перенесении в Вышневолоцкий монастырь образ был вставлен в раму (размер 103х90 см) с образами Ефрема Сирина и мученицы Неониллы (патронов Е.Н. Сивохина и его супруги). Копия Андрониковой иконы в 1885 г. хранилась в Троицком соборе на Петербургской стороне. Сохранились списки с иконы конца XIX в. небольшого размера (музей Андрея Рублёва, Церковно-археографический кабинет Московской духовной академии), надписи на которых, по мнению исследователей, не соответствуют подлиннику. Празднование образу 1 мая было установлено в 1885 г. в воспоминание его перенесения из Санкт-Петербурга в Вышний Волочёк.ф

 
PR-CY.ru