«АНОНИМЫ» - Страница 2

«Мецский тонарий», инципит «Noe noe ane auctoritas vera autenticus protus» (Noe noe ane – истинная власть, автентический первый (тон); см. Мнемонические формулы, Автентический ряд (около 869 г.) содержит первый дошедший до настоящего времени ненотированный тонарий. «Dialogus de musica» («Диалог о музыке») Псевдо-Одо Клюнийского и трактат, около 1000 г., инципит «Musicae artis disciplina» («Обучение искусству музыки», XII в.) содержат определение тона (лада), а также впервые алфавитную буквенную систему нотации в пределах от A до G, включая дискуссию о двух B (круглом и квадратном). «Миланский трактат об органуме», состоящий из двух частей: прозаической – с заголовком «Ad organum faciendum» («Для составления органума»), инципит «Cum obscuritas diaphonie» («Когда неясность диафонии (двухголосия)»), и стихотворной – инципит «Cum autem diapente et diatessaron organizamus» («Когда же поём квинту и кварту», около 1100 г.) содержит учение о непараллельном органуме. «Аноним I Герберта», инципит «Duo semisphaeria, quas magadas vocant» («Есть две полусферы, которые называют магадами»), предположительно X в., и «Аноним II Герберта», инципит «Quinque sunt consonantiae musicae» («Пять есть консонансов (созвучий) в музыке»), предположительно XI в., были изданы по рукописи XII в. из монастыря Санкт-Блазиен в Шварцвальде (в настоящее время не сохранилась, есть копия, XVIII в.). Относятся к группе «Анонимов», посвящённых монодии. Трактаты рассматривают деление монохорда, консонансы (кварта, квинта и октава), финалис (заключительный тон) и амбитус лада. «Аноним II Герберта» содержит также сведения о древнегреческой Большой совершенной системе и её звуковысотной номенклатуре. «Ватиканский аноним», инципит «Quid est cantus? Peritia musicae artis inflexio vocis» («Что есть пение? Изменение голоса (посредством) мастерства в искусстве музыки»). В трактате рассматриваются названия и принципы пения григорианских невм, перечисляются 12 церковных тонов, в том числе четыре средних тона (toni moesi), и случаи тональной неопределённости в антифонах. «Аноним I Ла Фажа» («Сен-Марсьяльский аноним»), вторая половина XII в., инципит «Quoniam de canendi scientia» («Так как о пении знание») содержит описание техники мелизматического органума и техники «нота-против-ноты», первое упоминание о дисканте. «Аноним IV Кусмакера» с неподлинным заглавием «De mensuris et discantu» («О мензурах (длительностях) и дисканте»), около 1272 – 1280 гг., инципит «Cognita modulatione melorum» («По изучении пения (соразмерности, ритма) мелодий») содержит учение о мензуральной нотации, о технике композиции (рассматриваются органум, копула, дискант и другие формы). «Аноним XIII Кусмакера» с неподлинным заглавием «Traitié de deschant» (франц. – «Трактат о дисканте»), около 1400 г., инципит «Qui veult savoir l'art de deschant» («Кто хочет знать искусство дисканта»). Впервые в этом трактате упоминается термин «аккорд» (acor). Византийские и древнерусские сочинения, аналогичные западным «Анонимам», частично рассматриваются в ст. Азбука певческая.



 
PR-CY.ru