АММОН, Аммонас

АММОН, Аммонас (около 300 – между 380 и 390 гг.) – епископ Оксиринхский (?), преподобный (память в субботу сырную). Свои иноческие подвиги начал, как полагают исследователи, в 320 гг., но где это происходило, остаётся для исследователей неизвестным (они не исключают, что в Нитрии). Около 340 гг. Аммон стал учеником и близким сподвижником Антония Великого, во время отлучек которого во «внутреннюю гору» настоятельствовал в монастыре Писпир, основанном «отцом монашества», а после кончины преподобного Антония стал полностью руководить этой обителью. Около 360 гг. Аммон стал епископом (как полагают исследователи, в городе Оксиринх). Ему принадлежит значительное количество сочинений, сохранившихся на греческом, сирийском и арабском языках. Греческая традиция содержит следующие творения: 15 «апофтегм»; восемь посланий; «Наставления», включающие четыре «Поучения», «Увещательные главы», «Слово о желающих безмолствовать» и «О радости души того, кто начал служить Богу»; два фрагмента неизвестного происхождения. В сирийском переводе сохранились 25 «апофтегм» (частично совпадающих с греческими) и 15 посланий (более полный корпус, чем на греческом). Арабский перевод включает десять посланий (в числе писем Антония Великого), несколько отличающихся по тексту от их сирийского и греческого вариантов. Кроме того, исследователям известен древний грузинский перевод корпуса из 14 посланий, а также одно послание в армянском и эфиопском переводе (восьмое греческого корпуса). Подлинность некоторых из этих творений исследователи не всегда могут установить с достаточной точностью. Например, десятое послание сирийского сборника во многом совпадает с 57-й «Духовной Беседой» Макария Египетского, а «Увещательные главы» частично перекликаются с 27-м «Словом» Исаии Газского. Стяжание Святого Духа и благодати Божьей, без которых тщетны все подвижнические труды и христианские добродетели, – основные темы аскетического богословия Аммона. Именно с помощью благодати подвижник преодолевает сопротивление тёмных сил, борется с искушениями и побеждает в духовной брани, она наполняет его сердце «божественной теплотой». Благодать позволяет также обретать понимание воли Божьей и исполнять её, отсекая волю своего греховного «я» и соблазн плотских наслаждений. Благодаря этому человек достигает истинной свободы (т.е. свободы от греха) и стяжает бесстрастие. Непременным условием подобной свободы является память смертная, сокрушение и смирение. В одном из изречений Аммон советовал одному из иноков, обратившемуся к нему за наставлением, иметь такие же помыслы, какие имеет преступник перед судом, и постоянно думать о том, как предстанешь перед Судиёй и оправдаешься перед Ним. Аммон также говорил, что в сердце необходимо держать слова евангельского мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному». По учению Аммона, в стяжании смиренномудрия и состоит, в первую очередь, суть духовного преуспеяния, которое увенчивается «исихией» (внутренним безмолвием) и подлинным Боговедением («гносисом»).

 
PR-CY.ru