АЛЕКСАНДР РОСТОВСКИЙ, Алексий

АЛЕКСАНДР РОСТОВСКИЙ, Алексий (вторая половина XVI в. – первая половина XVII в.) – инок, ученик преподобного Иринарха Ростовского (ум. в 1616 г.), автор его Жития, сохранившегося в большом числе списков XVII–XIX вв., – единственного источника сведений о жизни самого Александра Ростовского. Научного издания Жития и его текстологического исследования нет. Житие Иринарха было написано Александром Ростовским, как предполагал Василий Осипович Ключевский, вскоре после кончины преподобного – в 1616 г. О себе Александр Ростовский сообщает очень кратко, но, тем не менее, образ его как усердного ученика, день и ночь проводившего в молитве, послушании и посте, возникает на страницах Жития довольно часто. Узнав о подвижнической жизни Иринарха, подвизавшегося в затворе в ростовском Борисоглебском монастыре, Александр Ростовский пришёл к нему с просьбой о постриге и ученичестве. Это произошло около 1586/1587 г., когда настоятелем обители был строитель Варлам (в миру Владимир), бывший ключарь московского Архангельского собора. Александр Ростовский жил рядом с преподобным Иринархом 30 лет, долгое время оставаясь его единственным учеником. Лишь в описании событий 1610 г. на страницах Жития появляется имя ещё одного ученика – Корнилия. Три раза по поручению Иринарха Александр Ростовский побывал в Москве. В 1608 г. сопровождал своего учителя, который шёл сообщить царю Василию Шуйскому о видении, предвещавшем разорение Московского царства от поляков. Второй раз Александр Ростовский приходил в Москву к князю Михаилу Васильевичу Скопину-Шуйскому, чтобы вернуть крест преподобного Иринарха, которым тот благословил князя на борьбу с литовцами в 1610 г. Также Александр Ростовский приходил и к князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому за благословенным крестом преподобного Иринарха и просьбой об освобождении Борисоглебского монастыря от сборов в ополчение по случаю разорения обители и её слобод литовцами. По мнению Александра Ростовского, благословение Иринархом князей М.В. Скопина-Шуйского и Дмитрия Пожарского сыграло большую роль в победе этих князей над интервентами. Александр Ростовский делил со своим учителем не только труды и молитвы, вместе с ним он смиренно переносил гонения от игумена и братии. По словам В.О. Ключевского, Житие Иринарха «ярко рисует падение монастырской дисциплины и нравственную распущенность в русском монашестве, обнаружившуюся с половины XVI в.». Житие Иринарха, написанное Александром Ростовским, послужило источником для единственной житийной иконы преподобного, происходящей из Борисоглебской обители и хранящейся в Ростовском музее. Икона датируется второй половиной XVII в. – временем, когда ещё были живы монахи, помнившие Иринарха и Александра Ростовского. В последнем клейме иконы («Преставление преподобного Иринарха») изображено окончание заупокойной службы, когда возлагают крышку на гроб. Иеромонах Пётр с книгой в руке совершает службу, рядом стоит группа монахов, впереди которых особо выделяется один, с умилением взирающий на Иринарха и протянувший к нему руки. Это – монах средних лет, у него широкое лицо с небольшой русой бородой. По мнению исследователей, здесь изображён Александр Ростовский, первый ученик и автор Жития преподобного. Год, место смерти и погребения Александра Ростовского исследователям неизвестны. Лишь в «Списке угодников Божиих Ярославской епархии» (1887 г.) он выделен как местночтимый святой, но память его не указана. В Минее 1987 г. имя Александра Ростовского в Соборе Ростовских святых не указано.

 
PR-CY.ru