АДАМ БРЕМЕНСКИЙ

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ (ум. в 1080 гг.) – каноник кафедрального собора в Бремене (с 1066 или 1067 г.), преподаватель в школе при соборе (не позднее 1069 г.), историограф, географ. Известность Адаму Бременскому снискала его «История Гамбургских архиепископов», вобравшая в себя также огромный, часто уникальный и, как правило, достоверный материал по светской и церковной истории, этнографии и географии скандинавских стран, славянских земель по южному берегу Балтийского моря, а также Восточной Европы, в частности Руси. Основной текст «Истории» был создан в 1072–1075 гг., но Адам Бременский продолжал работу над ним до конца жизни, хотя и не закончил его; многочисленные дополнения, так называемые схолии, среди которых есть и принадлежащие не Адаму Бременскому, а его анонимному бременскому редактору рубежа ХI–ХII вв., остались не «вработанными» в основной текст, что крайне затрудняет для исследователей текстологическую классификацию более чем 20 сохранившихся рукописей. «История» Адама Бременского охватывает период от образования Гамбургско-Бременского архиепископства в IX в. до смерти в 1072 г. покровителя Адама Бременского архиепископа Адальберта, изображение которого не лишено редкого для Средневековья психологизма (книги I–III); книга IV представляет собой систематическое этногеографическое описание народов и земель, прилегающих к Балтийскому морю, т.е. тех, которые так или иначе были включены в миссионерский кругозор Гамбургско-Бременской архиепископии. Для географических представлений Адама Бременского характерна идентификация Балтийского моря с «Меотийскими болотами» (Азовским морем) античной традиции, в результате чего античная этногеографическая номенклатура переносится на Балтику. К такого рода проблематичным проекциям принадлежит и специфическое отождествление у Адама Бременского Греции-Византии (Graecia) с Русью (Ruzzia), основа которого чисто географическая, а не конфессиональная или культурно-политическая, как часто полагают исследователи. Многие этнические и географические термины у Адама Бременского лишены однозначности, например, название «Склавяния» («Sclavania») то обнимает только земли полабских славян, но также Польшу и Чехию, а то включает и Русь. Но при этом данные о морских путях по Балтике, снабжённые хронометражём, от датского Шлезвига на западе до Руси, или «Острогарда Руси», на востоке (Ostrogard Ruzziae от древнесканд. austr i gorđum – «на востоке в Гардах», т.е. на Руси), исследователи считают вполне надёжными.

 
PR-CY.ru