Словарь по христианству А АНАТМАВАДА

АНАТМАВАДА

АНАТМАВАДА (доктрина лишённости Атмана) – доктрина отсутствия «самости», личностного «я» – одно из трёх основоположений буддийской философии и религии наряду с признанием универсально-онтологического статуса за страданием (духкха) и кинетичностью, преходящестью всего сущего (анитья). Учение анатмавады, равнозначное отрицанию перманентного, «субстанциального» Атмана как внутреннего субъекта индивидуального опыта, составляет специфическое нововведение буддизма в истории индийских религий и одну из самых радикальных моделей имперсонализма в истории мировой мысли. Хотя индологи дискутировали и продолжают дискутировать этот вопрос, вряд ли имеются логические возможности сомневаться в том, что анатмавада восходит к самому Будде (V в. до н.э., по датировке Г. Бехерта и его школы). В пользу этого свидетельствуют уже древние тексты «Сутры-питаки». Так, по одному из них, Будда пытался показать странствующему философу Поттхападе, что ни на каком из намеченных им уровней Атман не может совпасть с сознанием (поскольку факт наличия сознания для всех самоочевиден, то из этого следует, что от идеи Атмана можно безболезненно отказаться). В диалоге же с другим «пилигримом», Саччакой, Будда вынуждает его признать, что ни один из пяти уровней индивидуальной психофизической организации, соответствующих «срезам» телесности, ощущений, представлений, интенциональных установок и сознания (то, на что индивид в буддизме делится без остатка по простейшей классификации дхарм – «атомарных» динамических элементов существования, на которые распадается поток опыта), не может соответствовать понятию Атмана, поскольку, во-первых, индивид никак не может влиять на них (следовательно, они не относятся к его «я») и, во-вторых, каждый из них является «непостоянным и несчастным», а всё таковое не есть Атман. По буддийским преданиям, первым учителем Будды был санкхьяик Арада Калама, учивший о медитативном «обособлении» Атмана от всех элементов телесно-ментального состава индивида и диспозиций его сознания, которым он онтологически «внеположен». Согласно Ашвагхоше (I–II вв.), Будда разошёлся со своим учителем потому, что вера в Атмана обусловливает привязанность человека ко всему «своему», не позволяет избавиться от эгоцентризма и является, следовательно, основным препятствием для «освобождения». В знаменитой философской аллегории, развиваемой в «Милиндапаньхе» («Вопросы Милинды»), псевдоиндивид сравнивается с колесницей: мы можем выделить различные её составные части (ось, колёса, спицы и т.д.), но колесницы как таковой нет. Собственно философская разработка анатмавады восходит, по мнению исследователей, уже к III в. до н.э., когда после буддийского Собора под эгидой царя Ашоки в Паталипутре буддийские ортодоксы-стхавиравадины (тхеравадины) решаются «подавить» еретическое, с их точки зрения, учение школы самматиев (ватсипутрии), пытавшихся ввести помимо пять «групп» (скандхи) дхарм ещё и квазиперсону (pudgala), которая могла бы как-то локализовать единство индивидуального опыта и механизм реинкарнации (оказывающийся, с позиций брахманистов, без перманентного «я» необъяснимым).

 



 
PR-CY.ru