АГАПИЙ МАНБИДЖСКИЙ

АГАПИЙ МАНБИДЖСКИЙ, Махбуб ибн Кустантин – епископ города Иераполь (Манбидж, Маббуг в Северной Сирии), православный арабский летописец первой половины X в. Около 941 г. составил всемирную хронику – «Книга титулов» («Китаб аль-Унван»), одно из первых исторических произведений христиан на арабском языке. Повествование, начинающееся от сотворения мира, доводилось, как полагают исследователи, до времени Агапия Манбиджского, однако концовка летописи утрачена (текст обрывается на 777 г.). Хроника делится на две части, первая содержит пересказ ветхозаветных событий, несколько непоследовательное изложение которых неоднократно прерывается перечнями персидских царей, египетских Птолемеев, эпизодами из римской истории и биографии Александра Македонского, хронологическими расчётами и выкладками. Особое внимание автор уделяет оценке текста Библии как исторического источника; единственно истинным её вариантом он считает Септуагинту и критикует еврейскую и сирийскую редакции Священного Писания как «сокращённые и испорченные». Кроме того, «Книга титулов» включает сведения по географии, этнографии и другим областям знаний, представляя собой своего рода краткую энциклопедию. Вторая часть летописи повествует о новозаветных событиях, а также о событиях раннехристианской церковной истории, даёт краткие сведения о римских, византийских, персидских монархах, описывает ход Вселенских соборов. Сжатое отвлечённое повествование становится более подробным с начала VII в. Светская история вытесняет церковную, события в халифате отодвигают на второй план византийские. Самосознание Агапия Манбиджского отличается ярко выраженным сироцентризмом: он ощущает себя, скорее, человеком Востока, чем византийского мира. Финальный отрезок летописи содержит ряд уникальных сведений, отсутствующих в других источниках. В своей работе Агапий Манбиджский опирался, в основном, на грекоязычных авторов: Иосифа Флавия, Юлия Африкана, Евсевия Кесарийского и др. Повествование о событиях VII–VIII вв. восходит к сирийским источникам: анонимной христианской хронике, составленной в Сирии в середине VIII в., и историческим трудам маронитского учёного Феофила Эдесского (ум. в 785 г.). Использовал Агапий Манбиджский и арабоязычных, в том числе мусульманских, авторов (возможно, через посредство Феофила). В свою очередь, труд Агапия Манбиджского охотно цитировали позднейшие арабо-мусульманские писатели (например, аль-Масуди); в христианской среде эта хроника имела широкое хождение в течение последующих девяти столетий.

 
PR-CY.ru