АЛЕНИ Джулио

АЛЕНИ Джулио (1582–1649 гг.) – иезуит, католический миссионер в Китае. В Венеции изучал математику и философию, преподавал литературу. В 1609 г. был отправлен руководством ордена в Китай. В течение двух лет Джулио Алени преподавал математику в Макао (китайский Аомынь), занимался астрономией. С 1619 г. активно приступил к собственно миссионерской деятельности и обратил в католичество 250 китайцев провинции Чжэцзян. В 1620 г. образовал миссионерский стан в городе Цзянчжоу (современный Синьцзян, провинция Шаньси). Среди обращённых им лиц были и некоторые видные сановники южных областей Китая, при поддержке которых он начал проповедовать и там. Тогда же Джулио Алени приступил к составлению описательного атласа мира («Чжифан вэйцзи». Ханчжоу, 1623 г.). За основу были взяты «Полная карта десяти тысяч государств всей земли» Маттео Риччи (1602 г.) и исследования других миссионеров-иезуитов в Китае. За комментарии к текстам Конфуция, которые свидетельствовали о прекрасном знании конфуцианского канона, Алени Джулио получил почётное наименование «Конфуций Запада», став главой академии города Фучжоу. В 1637 г., когда в Китае возобновились преследования христиан, Джулио Алени был арестован вместе с другими миссионерами и выдворен за пределы Фучжоу. Только ходатайство ряда видных учёных позволило ему вернуться в город. В 1641–1648 гг. Алени Джулио – вице-провинциал иезуитских миссий в южных районах Китая. В период маньчжурского завоевания страны Джулио Алени отошёл от службы и провёл последние годы жизни в горном уединении Яньпина, где и скончался. Похоронен в Шичжушань, провинция Фуцзянь. Среди трудов Алени Джулио – переводы и переложения книг Нового Завета на китайский язык: «Тяньчжу цзяншэн яньсин цзилюе» («Жизнь Господа Нашего Иисуса Христа Спасителя народов», 1635–1637 гг.); работы на богословские темы: о сущности Евхаристии «Шэнти яоли» («Главный закон Святого Тела», 1644 г.), о смысле христианского покаяния в «Дицзуй чжэнгуй» («Верные правила, смывающие грехи»); сочинение о фундаментальных основах христианства («Саньшань луньсюе цзи», 1625 г.); исследование о священном значении католической мессы («Миса цзыи», 1629 г.); работы по географии, философии Аристотеля, заметки и дневники о жизни фучжоуских христиан.

 
PR-CY.ru