АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - Страница 3

Каждый диоцез включал в себя по несколько провинций. Экзархами (лaт. – викариями) первоначально именовались не первоиерархи, а гражданские наместники диоцезов. На Западе, в латинской половине империи, экзархам соответствовали примасы. Этот титул сохранился в католической церкви и поныне, обозначая главу национальной церкви. Отцы Карфагенского собора в правиле 48(39) определили: «Епископ перваго престола да не именуется экзархом иереев или верховным священником или чем-либо подобным, но токмо епископом перваго престола (т.е. собственно примасом)». Однако на Востоке титул экзарха сохранился, несмотря на это правило, хотя и приобрёл впоследствии иное значение, как об этом говорит в приведённых выше словах Феодор Вальсамон. Экзархаты, или великие области, оказались неустойчивыми образованиями. Процесс укрупнения поместных церквей на этой стадии не закончился. Исключительным положением Константинополя, «города царя и сената», было обусловлено и его церковное возвышение. Несмотря на возражения со стороны Рима, уже второй Вселенский собор постановил: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести по Римском епископе, потому что град оный есть новый Рим». Халкидонский собор включил в юрисдикцию Константинопольского епископа помимо Фракийского также Асийский и Понтийский диоцезы. В латинской части империи власть Римского епископа распространилась вначале на Италию, кроме Равеннской и Миланской церквей, а затем и на весь Запад с его тремя префектурами. Впоследствии, в эпоху императоров-иконоборцев, восточная часть Иллирика, а также Южная Италия и Сицилия были переведены из юрисдикции Рима в юрисдикцию Константинополя. Римские папы смогли восстановить свой контроль в Южной Италии и Сицилии (XI в.), но не в Восточном Иллирике, который на века остался в пределах Константинопольского патриархата и благодаря этому сохранил свою принадлежность к Вселенской православной церкви. Уже первый Вселенский собор предоставил первенство чести в Палестине епископу Элии-Иерусалима, Матери всех церквей, что привело к полной самостоятельности, к автокефалии, Иерусалимской церкви. В границах своего диоцеза осталась Александрийская церковь, включавшая Египет, Ливию и Пентаполь. Ко времени Халкидонского собора окончательно сложился диптих поместных церквей. Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский – в таком порядке пять первых престолов перечислены в правиле 36 Трулльского собора: «...Определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима и, якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем: после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима».

 



 
PR-CY.ru