АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ВСЕЛЕНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Вселенская церковь в первые два столетия состояла из общин, возглавляемых епископами. Образование поместных церквей, объединяющих несколько епископий и возглавляемых первыми епископами, относится к эпохе не ранее III в. Исторически первой формой объединения нескольких епископий в одну поместную церковь явились церкви провинций Римской империи. Первый епископ церкви отдельной провинции носил титул митрополита. Митрополиты были епископами первенствующих, столичных городов провинции, такой город именовался «город-мать» (отсюда и «митрополит»). Под председательством митрополитов проходили епископские Соборы. В  Апостольском правиле 34, которое гласит: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них и признавати его яко главу...» – по сути, дела подразумеваются митрополиты. В названии многих провинций воспроизводилось имя народа, населявшего провинцию до её завоевания Римом и потом в большинстве случаев ассимилированного, например, Галатия, Фригия, Лидия. Иоанн Зонара в толковании на этот канон называет первенствующих епископов «архиереями митрополии». Правило 9 Антиохийского собора, содержательно почти идентичное  Апостольскому правилу 34, вместо первого епископа говорит уже о епископе митрополии. Поскольку на территории митрополии, или «епархии», находилось несколько епископий (епархий – в нашем понимании), то значение греческого слова «епархия» соответствует, когда речь идёт о церковно-территориальном делении, митрополичьему округу (в настоящее время такие округа существуют в Румынской церкви). В пределах Римской империи в IV в. существовало не менее 200 провинций и, следовательно, примерно столько же митрополичьих округов, по сути дела, автокефальных поместных церквей. Своеобразие устройства Африканской (Карфагенской) церкви заключалось в том, что в её провинциях, митрополичьих округах, первым был не епископ центрального города провинции, а старейший по хиротонии. Наименование «митрополит» впервые встречается в канонах первого Вселенского собора. В конце правила 4 этого Собора сказано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту». Правило явилось откликом на нестроения в Александрийской церкви, вызванные мелитианским расколом. На следующем этапе, в конце IV в., происходило укрупнение поместных церквей, появились первые епископы с титулом экзарха, или архиепископа. Впервые в канонах слово «экзарх» встречается в правиле 6 Сардикского собора, но там оно не имеет самостоятельного значения. В этом правиле ясно сказано, что экзарх – митрополит: «...Послание экзарха области, разумею епископа митрополии». Однако в правилах 9 и 17 Халкидонского собора есть уже употребление этого термина с совершенно иным значением: «Аще же кто будет обижен от своего митрополита: да судится пред экзархом великия области, или пред Константинопольским престолом».

 



 
PR-CY.ru