АРИТМОЛОГИЯ - Страница 2

Аритмология (теория вероятностей) занимается случайными событиями и процессами. Она противопоставляет эволюционизму прерывную картину жёстко оформленных и чрезвычайно устойчивых рядов биологических видов. Живому свойственны и причинные (аналитические) и целесообразные (аритмологические) изменения. В жизни общества сочетаются периоды постепенного развития и революции, социальные перевороты и катастрофы. Аритмология, по Н.В. Бугаеву, должна преодолеть односторонность миропонимания, примирить монизм с плюрализмом, индивидуальное с коллективным, дух с материей, физику с историей, причинность с целесообразностью, необходимость со свободой. Философским воплощением аритмологии у него стало учение об эволюционной монадологии. Священник Павел Флоренский в ранних сочинениях высказывает мысли, созвучные идеям его учителя Н.В. Бугаева: «Если математика подчеркнула идею непрерывности и конкретизация этой идеи вызвала однобокость миросозерцания..., то можно было ждать, что критика такой идеи уничтожит односторонность, если она незаконна, и санкционирует её, если она необходима». В книге «Столп и утверждение Истины» он утверждает, что аналитическое миросозерцание не способно объяснить свободу, веру, подвиг, творчество, красоту. Аналитические законы мышления предполагают «коснение» в старом, новое требует аритмологических понятий. «Нужно преодолеть самодовольство рассудка, порвать магический круг его конечных понятий и вступить в новую среду – в среду сверхконечного, рассудку недоступного и для него нелепого». Аритмология должна стать философией творческого подвига, мысли, ищущей и находящей новое. В работе «Пифагоровы числа» с появлением аритмологии священник Павел Флоренский связывает сдвиг в миропонимании, по сравнению с которым «даже скачок от Средневековья к Возрождению теряет в своей значительности». «Миропонимание прошлых веков, от Возрождения и до наших дней, – пишет он, – вело во всех своих концепциях две линии, по духовной своей значительности весьма родственных между собою. Первая из них есть принцип непрерывности..., а вторая – изгнание понятия формы». Аритмология восстанавливает понятия прерывности и формы в качестве важнейших характеристик устройства мира: «...Современная мысль возвращается к... моментам, чертам, мгновениям и т.п. древней и средневековой философии». В ранних сочинениях священника Павла Флоренского аритмология предстаёт как философско-математический синтез монадологии и теории множеств. В аритмологии воплощается замысел Готфрида Вильгельма Лейбница об «универсальной характеристике» как исчислении, охватывающем все области знания. Позже священник Павел Флоренский сужает область применимости аритмологии, указывая на бессилие логической мысли перед творческой свободой личности и личным бытием.

 



 
PR-CY.ru