Еврейская культура

1. Введение
2. Боги и тотемы древних евреев
3. Иудейская Библия
4. Иудаизм как отдельная цивилизация
5. Эпохи Древнего Израиля
6. Моисей и исход евреев из Египта
7. Образы эпохи судей и царей
8. Ощущение конца истории
9. Пророки Ветхого Завета
10. Новые общины и новые учения

Контрольные вопросы

Библиография

10. Новые общины и новые учения.

В эпоху рассеяния помимо древнего деления евреев на 12 колен (племен), образовалось новое: возникли особые общины, каждая со своим лицом, выработавшие собственные традиции и использующие язык культуры, господствующий в месте их проживания. Так, на Востоке и в Средиземноморье, в латинских и исламских странах сефарды говорят на арабо-европейском диалекте ладино. В Центральной Европе и примыкающих к ней регионах евреи-ашкеназы выработали чрезвычайно богатый язык – идиш, широко используемый и в качестве бытового, и в качестве литературного языка.

В иудаизме постепенно появляются и новые учения. Так, термином «каббала» обозначается течение мистического иудаизма, уходящее корнями в библейские предания и апокалиптическую литературу первых веков нашей эры (каббала – это «предание»). Первоначально она была эзотерическим учением, использовалась узким кругом посвященных, но затем стала чрезвычайно популярной среди европейских иудеев. Каббала строится на том, что каждая буква еврейского алфавита имеет свое числовое обозначение: иврит – это шифр, в котором каждой букве соответствует определенное число и понятие. С помощью такого шифра можно выразить любое число в виде понятия, слова или имени, а понятие, слово или имя – в виде числа. Так, при помощи технологии расшифровки было обозначено «Имя зверя» числом 666, и эта цифра приобрела мистический смыл.

Важнейшим вопросом в иудаизме всегда был вопрос о происхождении мира и человека и взаимоотношениях человека с Богом. Представления древних евреев о возникновении мира и человека изложены в первой книге Библии – книге Бытия. Согласно им, мир был сотворен Богом в свободном акте воли из ничего за шесть дней. В первый день Бог создал небо и землю, свет и тьму, во второй – воду и сушу, в третий – растительность, в четвертый – Солнце, Луну и звезды, в пятый – животных. В шестой день Бог создал человека – Адама – по образу и подобию своему из праха земного и вдохнул в него жизнь; женщина – Ева – была создана Богом из ребра Адама во время его сна. В седьмой день Бог отдыхал от своих дел и благословил этот день для отдыха людей. Адама и Еву Господь поселил в Едеме – раю, где человеку было разрешено есть «от всякого дерева» – под запретом было только «дерево познания добра и зла». За ослушание Бог наказал людей, выгнал из рая и определил, что отныне они в поте лица своего должны будут есть хлеб свой, пока не вернутся обратно в землю. Эта незатейливая история перестала удовлетворять пытливый разум евреев еще в глубокой древности. Тем более острым вопрос о взаимоотношениях между духовным и земным стал острым в Средние века.

 



 
PR-CY.ru