Религиозное образование

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определенного религиозного вероучения в интересах религиозного объединения и отдельной личности, индивида, сопровождающийся приобретением знаний о религиозном вероучении, религиозной практике, культуре, о существовании религии и конкретного религиозного объединения; формирование качеств личности и образа жизни человека на основе соответствующего религиозного вероучения и на основе присущих ему нравственных ценностей. Р.о. ставит своей целью распространение веры религиозной в конкретном социуме, его укрепление едиными нравственными нормами, обучает догмам и обрядам религиозным, предписаниям и правилам поведения. Воспитывая верующую личность, Р.о. стремится включить ее в определенные конфессиональные структуры, а также подготовить священнослужителей. Р.о. знакомит с конкретным вероучением, абсолютизируя предлагаемые истины и определенные мировоззренческие установки, отстраняясь от иных представлений о ценностях и смысле жизни человека. Р.о. знакомит с содержанием священных книг конкретной религии (конфессии) и другой вероучительной и богословской литературой, придавая им сакральный смысл, исходя из их божественного происхождения. Р.о. представляет собой целостную, замкнутую систему знаний, доступных только избранным, посвященным. Иерархия по степени приобщения к религиозным знаниям предполагает иерархию в самом социуме, власти знающих на не знающими. Оно ставит своей целью научить выполнять нормы и правила культа религиозного, соединить обучение с богослужением, поддерживая соответствующую систему религиозных, нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей. Значение отдельно взятой личности при этом определяется степенью приобщения к данной системе знаний, а свобода совести рассматривается не как нравственный выбор самой личности, а как воля провидения, данная раз и навсегда. Р.о. имеет общие черты, свойственные каждой конфессии, а также существенно различается в разных религиях. Это определяется тем, в какой степени данная система знаний, норм и ценностей является заноноучительной (этической) или вероучительной. В законоучительных системах Р.о. неотделимо от образа жизни человека, знания о религии не являются в данном случае чем-то внешним по отношению к человеку. Это характерно, например, для ислама и иудаизма. Иное отношение к знаниям о религии сложилось в вероучительных системах, где приобщение к вере рассматривается не как естественное состояние человека, а как дар свыше. В данных системах личность должна не анализировать свои знания, подвергая их сомнению, а «сохранять в чистоте» подаренную свыше веру, т.к. вера не является результатом собственных интеллектуальных и духовных усилий. Поскольку наряду с религиями практически всегда существовало и свободомыслие, это приводило к созданию иных систем знаний и нравственных норм. Исторически сложилось так, что в основу свободомыслия эпохи Просвещения было положено не религиозное мировоззрение, а рациональное, т.е. здравый смысл. Данный тип свободомыслия своей целью ставил противостояние церковному догматизму, что вело к атеизму, отдельные черты которого можно выявить в различных мировоззрениях практически во все эпохи, начиная с древности. Вместе с тем с середины 19 в. стала формироваться наука о религии – религиоведение, также способствующая распространению определенной системы знаний, которая получила название «религиоведческое образование». Исходя из собственных представлений о религии, религиоведческое образование показывает относительность и историческую обусловленность представлений о религии. Противопоставление Р.о. религиоведческому образованию характерно для современной России. Оно не столь противоречиво в европейских странах, где не приобретало черты государственной идеологии и политики. Поэтому, в частности, во многих европейских светских вузах предмет «теология» не только не противоречит светскому характеру образования, но зачастую является приоритетным.

А.В. Колодин

Энциклопедия религий//Под редакцией А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. С. 1064 – 1065.

 
PR-CY.ru