Возвращение к истокам

Воспитание: человек и время

В Институте общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации разработана комплексная программа воспитания и дополнительного образования подростков «Путешествие к истокам». Это методическое пособие своего рода уникально: в нем раскрывается содержание, организация, технология работы с подростками на широкой культурологической основе. Педагоги дополнительного образования, преподаватели гуманитарных и художественных дисциплин, классные руководители, руководители клубов, кружков найдут в нем необходимый материал для организации досуга подростков, для развития их интересов. Программа получила гриф Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Наш корреспондент Александр Васильев (мой псевдоним. — А. К.) встретился с одним из разработчиков программы — Еленой Евладовой и попросил прокомментировать программу, рассказать, как она рождалась.

— Прежде всего мы думали о том, как сформировать у ребенка интерес к прошлому страны, к национальным культурным ценностям. Программу мы начали разрабатывать и апробировать свыше 10 лет назад, и гриф министерства получил лишь десятый ее вариант. Это сейчас широко стали обсуждаться проблемы культурологии, формирования у ребенка целостного представления о мире, о развитии эмоциональных и нравственных качеств. А в начале 80-х годов академический стиль, вербальное обучение в школе были главными. Предметы часто не стыковались между собой, постоянно говорилось о единстве обучения, воспитания и развития, но этого не происходило. Были программы по нравственному или эстетическому воспитанию, знаменитая программа И. В. Марьенко, призванная воспитывать строителей коммунизма, были и другие программы — и каждая сама по себе. Поэтому мы решили: наша программа должна быть комплексной, интегрированной по содержанию, модульной по видам и способам организации работы. Она изначально ориентирована на учебно-воспитательные комплексы, на внеклассную работу.

Первые экспериментальные проверки проходили в Белгородской и в Курской областях. В них принимали участие не только школы, но и учреждения культуры. И сразу стала очевидной убогость классной работы, формализм в организации досуга детей. Эксперимент убедительно показал, что дети стали развиваться, в их среде начали пробуждаться новые интересы, стала меняться система ценностей. Все вокруг увидели, что безнадежный двоечник — талантливый баянист, художник, спортсмен, умелец.

В ту пору было принято очередное «решение сверху»: сделать учебное время интересным для ребят, способствующим их развитию. Мы проанализировали содержание учебных программ и учебников и на этой основе стали создавать свою программу, которая оказалась приемлемой не только для внеклассной работы. Это потом появилось понятие «дополнительное образование». А вначале шла речь именно о воспитании, конкретнее — о нравственно-эстетическом. Нам казалось, что самым эффективным и интересным будет обращение к истокам, к истории Отечества, к культурно-историческим ценностям России.

— К истории мы обращались всегда, в том числе и в советской школе. На этом строилось воспитание и обучение. В чем новизна вашего обращения к истокам, к истории?

— Мы строим воспитание на совместном с детьми решении серьезных нравственно-эстетических проблем, на ярких образах культуры и человека разных времен и народов. Мы выбрали для себя три основных пласта: Древняя Русь, античная Греция и средневековье. Учебные программы, как известно, носят разрозненный характер, предметы, различные темы не стыкуются друг с другом. Вторая половина дня (внеклассная работа) никак не была связана с первой, внешкольная, внеклассная и учебная части единого процесса существовали независимо друг от друга.

Ориентируясь на воспитание, мы формировали в своей программе образовательный компонент. Но это не продолжение урока. Мы стремились к тому, чтобы извлечь все самое ценное, что есть на уроке, и оформить это в виде творческих программ, проектов, мероприятий. Программа строится на ярких образах, и в этом ее отличие от урока, где дается преимущественно система знаний. Она выстраивается на классных часах, в системе праздников, как в отдельных классах, так и в школе в целом, в работе творческих групп. На уроках это могут быть спектакли или уроки-путешествия. Чтобы не «утонуть» в огромных пластах культуры, мы стали конкретизировать темы и каждое «путешествие» строили по определенным, достаточно узким проблемам: «Земля родная» («путешествие» в Древнюю Русь — 5-й класс), «Вечная тайна античности» (Древняя Греция — 6-й класс), «Тропами средневековья» (7-й класс). Организационно они пересекаются и объединяются темами, которые могут выстраиваться по учебным четвертям; героическая тема, художественно-эстетическая, бытовая.

Воспитание по этой программе выстраивается так, чтобы ребята жили не отдельными, не связанными друг с другом делами, а в единой творческой атмосфере. Мы рекомендуем учителям не только выбор тем, но и варианты возможных праздников: «Богатыри земли Русской», «Зимние святки», «Масленица», «Загадки бабушкиного сундука», «День славянской письменности и культуры» (5-й класс). Для 6-го класса свои темы: «Герои древней Эллады», «Великие Дионисии», «Олимпийские игры». Причем это могут быть не только спортивные соревнования, но и состязания ораторов, чтецов, художников. В 7-м классе организуются «рыцарские турниры», «карнавальная ночь», «средневековая ярмарка», проводится воображаемая экскурсия по залам Лувра. Эти праздники позволяют не только обобщить и закрепить учебный материал, но и дают возможность детям «погрузиться» в эпоху, почувствовать ее аромат с помощью ярких образов. Мы стараемся донести их до сознания детей, всесторонне раскрыть их. Причем не только в героических проявлениях, но и в быту, в обыденной атмосфере даем представление о повседневной жизни той или иной эпохи, помогаем формировать в течение года и от класса к классу такие понятия, как гражданин, герой, патриот, мыслитель. Новым, как нам кажется, подходом в школьном воспитании может стать изменение понятия «герой». Дети начинают осознавать, что героем может быть не только боец, но и монах, мыслитель. Например, Сергий Радонежский. Часто приходится сталкиваться с тем, что такие имена, казалось бы, на слуху, но понять их духовную сущность, нравственную глубину, историческую значимость ребятам очень трудно. Ведь подвиг очень часто бывает тихим, незаметным. Все, например, слышали об Андрее Рублеве. А в чём его подвиг? Очень сложно об этом говорить. Поэтому в нашей программе мы уделяем большое внимание невербальным методам обучения, помогаем использовать принципы музейной и театральной педагогики, пытаемся подсказать педагогам, каким образом можно помочь в игре погрузиться в эпоху.

— Как можно подростку «сыграть», например, Сергия Радонежского?

— Вначале создается имитированная среда: костюмы, вещи, манеры поведения правила этикета. Отталкиваемся всегда от простого, от предмета. Детское воображение подсказывает картины природы, окружающую обстановку. Это заведомо предполагает учебно-исследовательскую работу, создание различных творческих групп: скоморохов, гусляров, путешественников, отправляющихся за золотым руном. Школьники сами решают, как они должны выглядеть, какую им выбрать эмблему, герб или символ. Чтобы это придумать, надо хоть немного «погрузиться» в эпоху. Сразу же возникает разделение по интересам: Одни узнают из книг что-то новое и важное, другие делают поделки. Вводятся элементы соревновательности, творчества. Кто-то берется вести дневник путешествия в той форме, которая соответствует эпохе, кто-то шьет костюмы, придумывает мизансцены.

— Наверное, в этой работе многое зависит от учителя? Ведь программа — это только ориентир...

— Любому учителю это доступно. Хотя бы потому, что программа снабжена комплексом методических материалов — для классного руководителя, для учителя-предметника. Кроме того, есть историко-культурологические статьи, написанные специально для этой программы, дается хрестоматия, есть слайды и музыкальные записи, а также комментарий к ним. Кроме того, есть компьютерные программы. Все расписано, обо всем рассказано. Материально тоже доступно: одного-двух комплектов на школу вполне достаточно. И цены на эти материалы вполне по карману даже сельской школе.

— Ваша программа проходила проверку только в двух регионах?

— Экспериментальные площадки были созданы более чем в 50 школах 12 регионов, можно сказать, что программа — коллективный труд многих учителей. Мы тщательно накапливали материалы из опыта работы педагогов и теперь готовим к выпуску сборник «Наш путь к истокам», где покажем, как учителя творчески используют этот материал. Кстати, каждая школа идет своим путем. В зависимости от интересов педагогов и учащихся в программу легко вписывается региональный или школьный компонент. Мы только даем основу, базовый компонент в содержании воспитания. При желании по этой программе могут работать все образовательные учреждения. Педагоги дополнительного образования не сразу обратили на нас внимание, увлеклись региональным компонентом. В Ростовской области, например, заинтересовались казаками настолько, что забыли о том, что они в России живут. Когда педагоги не знают, как отбирать материал для регионального компонента, получаются жуткие перекосы. Доходит до того, что учат детей поклоняться камням и амулетам. Мы же сосредоточиваем внимание на решении нравственных проблем, даем знания об этих проблемах.

— А нет ли и у вас некоего перекоса в сторону Православия? Разве обращение к истокам должно выстраиваться только вокруг православных традиций? Ведь Россия — многонациональная и многоконфессиональная страна...

— Поскольку мы строим программу на общенациональном компоненте, то вполне естественно обращение к истокам Православия. Об этом хорошо сказал Андрей Кураев: «Все равны перед законом, но нет равенства перед культурой». Доминирующая роль Православия в русской культуре не умаляет другие конфессии. И мы не против вариативности, которая не предполагает крайностей — враждебности, слепого поклонения. Среди историков часто можно услышать жалобы: спорного слишком много, пора уже иметь что-то стабильное и надежное. Есть школы, которые сами разрабатывают интересные учебные программы, но их сравнительно мало. Мы выстраиваем воспитание на общенациональном материале, на лучших российских традициях, которые не противоречат местным. Считаем, что только так сегодня школа может создать условия для воспитания нормального российского гражданина — с самоощущением россиянина, с восприятием мира не как враждебной силы. Нравится нам это или нет, но мы должны достойно контактировать с мировыми цивилизационными процессами. А для этого надо иметь хорошее образование, чувство собственного достоинства и национальной самоидентичности. И если наша программа рекомендована Министерством образования, то это означает, что на всей территории России наш учебный материал идеологически безопасен и полезен. Его можно брать или не брать на вооружение — это дело вкуса. Но если учителя возьмут эту программу за основу, то они последуют только нашей логике, во всем же остальном им даны широкие возможности для творчества. Мы рассчитываем, что программа вызовет в педагогическом коллективе «аккорд влияния», как сказал Ю. К. Бабанский. Сложность ситуации еще и в том, что воспитание отошло на второй план, хотя всегда считалось важнее образования. И если не акцентировать на этом внимание учителя, то это приведет к весьма негативным последствиям. Да и приводит уже. Воспитание в системе дополнительного образования — не компенсация недостатков образовательного процесса, а путь к гуманизации базового компонента — индивидуальная тропинка к нашей национальной системе нравственных ценностей.

№ 9, 1998 г. С. 156–158

 
PR-CY.ru