Первые шаги. Опыт преподавания основ православной культуры в школах Курской области

Внимание — эксперимент!

Анализируя изменения, которые происходят в мировой системе образования, можно выделить две тенденции. С одной стороны, идет универсализация образования, что во многом обусловлено приоритетом науки, сближающей национальные системы как по содержанию и функциям, так и по строению, организации. Но с другой стороны, четко обозначено движение в сторону сохранения и развития национальных основ существующих систем образования. Сегодня еще невозможно определить, какая из этих тенденций окажется сильнее. Крен в сторону общечеловеческой универсализации может и не оправдать себя, к тому же история говорит о том, что движение к формально всеобщему может идти и по линии развития национально-особенного, доводя его до степени совершенства, напоминающего общечеловеческое. Пример тому — культура древнегреческого космического мировоззрения. Кроме того, движение к универсальной монокультуре таит в себе опасность не только вырождения национальных культур, но и деградации универсальной общечеловеческой монокультуры. Поэтому, видимо, оптимальной линией в развитии мирового образования должна быть все-таки линия, направленная на сохранение и обогащение этих тенденций.

Усиливается вестернизация российского образования, приводящая к его разрушению, что вызывает у многих естественное отторжение зарубежного опыта. Отсюда попытки (чаще практические, нежели философско-методологические) создания различных моделей национальной школы. Эта тенденция вполне оправдана. Хотя бы потому, что в ситуации кризиса российского общества национальное начало может стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный кризис.

Поиски модели русской национальной школы неизбежно приводят к признанию особой роли православия в формировании российской государственности, духовности и нравственности, стереотипов сознания, всего уклада жизни. Православная система ценностей легла в основу русской культуры, образования и воспитания. С этим можно соглашаться или не соглашаться, замалчивать или опровергать, но необходимо все-таки признать, что современный русский человек, даже если он исповедует принципиальный атеизм или вполне равнодушен к религии, всем складом своей души или мировоззрения по сути является православным. Во всяком случае, инстинктивно тянется к нему, преодолевая собственную предубежденность против него или действующие в обществе установки. Иное дело, что одного инстинктивного тяготения к православию оказывается явно недостаточно и необходимо серьезное изучение этого духовного наследия.

Изучение основ православной культуры открывает доступ к духовному богатству, накопленному не только в ходе отечественной истории, но и византийского Востока. Именно там был обеспечен синтез античной философии и библейского откровения. Но знание о православии предполагает органическое единство всех важнейших сфер жизнедеятельности, а не только философско-догматическое. Поэтому православная педагогика не ограничивается только отдельными его сторонами, будь то сведения о музыке или иконописи, литературе или архитектуре, ибо в противном случае в тени остается сам смысл и содержание этих художественных творений. И чем раньше человек начинает приобщаться к ценностям православия, тем более эффективным оказывается его воспитание в вере и благочестии, почитании отечественного духовного наследия, тем быстрее происходит процесс национальной самоидентификации.

Однако преподавание основ православия в российских школах натолкнулось на стереотип сознания, выработанный атеистической идеологией, а также на партикулярные интересы определенных политических кругов. Ссылаясь на опасность превращения школы в арену идеологической борьбы, государство Законом «О свободе вероисповеданий» от 25.10.90 г. оградило школу от влияния прежде всего традиционных религий, поскольку уроки с детьми их представителей не могли не сопровождаться некоторой обрядностью. Но зато проповеди разного рода миссионеров, преследующих далеко идущие планы, не встречали сопротивления, потому не включали в себя свершение религиозных обрядов. Специфика России, заключающаяся в многонациональности и многоконфессиональности, оказалось не признаком силы, а серьезным недостатком.

Основным аргументом против введения в школу элементов религиозного просвещения оказался тот факт, что в дореволюционной России православие было государственной религией, а Закон Божий — обязательным предметом. Однако при этом не учитывалось, что уже к началу века недостатки преподавания этого предмета в школе были в значительной степени преодолены. Но имеющийся опыт не анализировался и не использовался. Современные православные педагоги смогли набираться опыта воспитания детей преимущественно в воскресных школах при храмах, что, в конечном счете, сказалось на том, что воспитание в своих важнейших чертах оказалось ближе не к дореволюционному, а к древнерусскому.

Хотя опыт работы воскресных школ был в чем-то обнадеживающим, но возможности этих учебных заведений были ограничены: малочисленность священников и православных педагогов, перегрузка детей, которым пришлось учиться практически без выходных, финансовые проблемы и т. д. Поэтому в ряде регионов была предпринята попытка объединить усилия государственных и конфессиональных школ, в том числе и воскресных. К середине 90-х годов религиозная тематика перестала удивлять новизной российского обывателя: появилось немало книг и публикаций, открывались храмы и конфессиональные учебные заведения, создавались экспериментальные площадки на базе государственных школ и дошкольных учреждений, появились авторские программы, которые апробировались, в основном, в системе дополнительного образования детей. В этой ситуации казалось вполне уместным и целесообразным организовать изучение православной культуры в государственных образовательных учреждениях в тех регионах, где население считает себя преимущественно православным. Правда, на основе, не противоречащей Конституции и законам России. Одним из наиболее удачных опытов в этом плане оказался опыт Курской области.

Конкретные пути реализации идеи православного просвещения были определены курянами в областной программе развития образования до 2000 года, принятой в 1993 году, а к практической реализации ее они приступили в конце 1996 года, после постановления губернатора А. В. Руцкого «Об утверждении программы изучения православной культуры в Курской области» и подписанного затем пакета договоров о совместной деятельности между:

— епархиальным управлением и администрацией области;

— епархиальным управлением и комитетом по образованию;

— государственным педагогическим университетом и епархиальным управлением;

— педагогическим университетом и духовной семинарией;

— педуниверситетом и православной гимназией.

Стержнем, объединившим всех участников договоров, стала совместная работа по введению в школах Курской области нового учебного предмета — православная культура. В основу этого предмета была положена разработанная педагогами Курского госпедуниверситета В. А. Гребеньковым и В. М. Меньшиковым программы учебного курса «Православная культура». Такую форму православного просвещения куряне избрали, во-первых, потому, что по существующим законам религиоведческие предметы можно изучать в школе только как светские дисциплины, а во-вторых, многие учителя и родители не были готовы к тому, чтобы в школе появился Закон Божий.

Естественно, были противники у этого начинания, утверждавшие категорическое: никогда этот предмет не будет в школе; или более лояльные, считавшие, что православная культура противоречит научному характеру преподаваемых в школе предметов, и в школах учатся дети разных вероисповеданий и национальностей, и поэтому вводить этот предмет — значит, совершать насилие над их совестью, калечить их души и судьбы. Но поскольку занятия предлагалось вводить в форме факультатива, то многие аргументы такого рода отпадали сами собой.

Были опасения у сторонников: если не изучать Закон Божий, то можно исказить православие. Да, новый предмет не предполагает молитву, но он дает возможность познакомить детей с православной верой, что называется, из первых уст, без атеистической интерпретации. Ведь большинство курских детей (также, как и дети из других регионов России) не могут посещать воскресные школы, поскольку тех явно недостаточно. Кроме того, вставал вполне закономерный вопрос: «Если бы разрешили вести в школе уроки Закона Божия, не начали бы педагоги с того же самого?» Ведь нет ни учителей, ни программ, ни учебников, ничего нет!

С учетом всех этих обстоятельств было принято решение о введении религиозного просвещения в форме изучения курса православной культуры. Поскольку предмет был рассчитан на массовую школу, а его введение планировалось с сентября 1997 года, нужна была немалая и срочная подготовительная работа. Эту задачу взял на себя общественный совет по развитию православной культуры, в который вошли руководители светских и духовных образовательных учреждений, ученые и священники, представители общественных организаций. Это стало ярким свидетельством того, что российское общество, в принципе, готово к межконфессиональному диалогу. И если вести этот диалог без идеологической и политической истерии, то возможны положительные результаты.

Решение практических задач по реализации программы «Православная культура» было поручено лаборатории русской школы Курского государственного педагогического университета. Руководит работой лаборатории один из авторов программы, профессор университета В. М. Меньшиков. В короткие сроки совету и лаборатории надо было убедить руководителей и учителей школ, общественность и родителей в необходимости нового предмета в школе. Наиболее показательным, не случайно, оказалось первое крупное совещание в администрации области, в котором приняли участие начальники районных отделов образования, директора школ и священники. Острая полемика тогда продолжалась несколько часов, однако новый предмет решили вводить.

Вводя в учебные заведения области этот предмет, нужно было максимально оградить его от педагогического риска, а уж тем более — от брака. Практика показала, что определенный успех был достигнут, прежде всего, тем, что курс православной культуры вводился как общеобразовательный предмет, факультатив. Организация и планирование его осуществляются по общепринятой схеме (задачи, содержание, формы, методы и т. д.). Программа каждого преподавателя утверждается предметной (цикловой) комиссией. Преподаватели должны обязательно иметь высшее гуманитарное образование.

Курс охватывает широкий возрастной диапазон: дошкольников, школьников, учащихся профтехучилищ. В связи с этим постепенно расширяется объем понятий в изучении аналогичных тем с внешних описательных сюжетов в сторону их содержательного осмысления. И если в дошкольном возрасте рекомендуется сообщить детям элементарные сведения по библейской истории и православию, в связи с чем вполне возможно и даже разумно в основу изучения православной культуры в дошкольном и младшем школьном возрасте положить православный литургический круг, то в старших классах основной упор сделан в сфере личностного осмысления мира и человека, религиозном мировоззрении.

Объем материала в связи с этим или уменьшается, или увеличивается в зависимости от возраста учащихся.

Годовой цикл предусматривает 35 уроков из расчета один урок в неделю. Учитывая психологические особенности детей, выделены 4 условные возрастные группы, а преподавание разработанного курса имеет свою специфику. Это следующие группы:

1) 4–6 (7) лет — подготовительная (детский сад);

2) 6 (7)–10 лет — младшая (1–3 (4) классы);

3) 11–15 лет — средняя (5–9 классы);

4) 16–17 лет—старшая (10–11 классы, ПТУ). Программа не только делится на несколько разделов в зависимости от возрастных групп, но и включает в себя примерный тематический план. В начале каждого раздела подробно и аргументированно ставятся задачи курса для данной возрастной группы. В целом же авторы программы ставили следующие основные задачи:

— дать сведения об основных религиозных понятиях и представлениях;

— познакомить с историей Ветхого и Нового Завета, с историей мировых религий, раскрыть несовместимость сект с религией;

— изучить историю Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, способствовать становлению интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия, воспитывать любовь и уважение к Родине: ее народу, культуре, святыням;

— дать знания о Православной Церкви и православном храме, раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы; донести до детей их смысловое и системообразующее значение, способствовать активному освоению детьми православного искусства;

— приобщить детей к нравственным устоям православной культуры и на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства;

— помочь детям в раскрытии для себя лично смысла высоких нравственных ценностей православного христианства;

— сформировать у детей позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства, так бурно распространяющихся сегодня в опустелых душах потерявших веру людей;

— дать детям твердые ориентиры добра, истины, любви в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви; научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно решать конфликты;

— ввести детей в круг основных православных праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, народным искусством и творчеством.

Опираясь на эту программу, преподаватели православной культуры при выпуске курсов составляют свои программы для классов и групп, в которых они намерены вести этот предмет. Утверждение программы комиссией дает право преподавателю вести курс православной культуры в конкретном классе или группе.

Возрастные особенности изучающих этот курс предполагают многообразие форм, методов и средств обучения.

Среди форм обучения, наряду с уроками в классе, есть и внеклассные занятия — посещение храмов, экскурсии в знаменитые монастыри и святыни, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т. д.

Столь же важным представлялось авторам не ограничить методы обучения только словесным изложением материала, но продуктивно использовать самые активные методы обучения, включить детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т. п.

Многообразными виделись и средства обучения. Так, изучение книг Ветхого и Нового Заветов вводит детей в мир великих истин и современных идей, высочайших нравственных идеалов. В художественной форме предлагаются увлекательные исторические и бытовые сюжеты. Дети знакомятся с историей, обычаями, образом мыслей народов, населявших древнейшие культурные центры.

Кроме книг Священного Писания используются исследования по истории Православия, образцы житийной литературы, на которую авторы рекомендуют обращать особое внимание как на любимое чтение в Древней Руси, потому что именно в жизнеописаниях святых можно найти примеры моральных исканий человека и проявления его гражданской сути: защита Отечества, просвещение, верность Родине, семейные добродетели и т. д. Эти труды и сегодня имеют непреходящее значение с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего поколения.

Большое значение авторы программы придают изучению православного как церковного, так и светского искусства: архитектуры, иконописи, изобразительного искусства, художественной литературы, преданий, сказок, образцов музыкального и поэтического творчества.

А знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая воедино мир духовной и социальной жизни русского народа.

Написание учебной программы по православной культуре представляло собой немалую трудность уже хотя бы потому, что массового опыта изучения подобного курса в России пока нет. Кроме того, надо было подготовить преподавателей. В короткие сроки была решена и эта задача: на четырех потоках прошли обучение и получили соответствующие удостоверения государственного образца 260 светских преподавателей и 70 священников.

Курс православной культуры вводился в школах Курской области с 1 сентября 1997 года, но в мае того же года Минобразования России направляет в регионы инструктивное письмо за № 230/35-15, в котором напоминает о необходимости исполнения приказа министерства за № 47 от 05.02.96 г., а также письма «О светском характере содержания образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации» (№ 47-20-11 п от 19.03.93 г.). Но если ведомственный приказ № 47 акцентировал внимание больше на необходимости сотрудничества светских и духовных преподавателей при неуклонном соблюдении действующего законодательства, говорил о возможности совместного создания учебной и учебно-методической религиоведческой литературы, то письмо от 15.05.97 г. подчеркивало недопустимость преподавания этих дисциплин лицами, не имеющими специального образования и соответствующего сертификата. Тем более — лицами, имеющими духовное звание. В результате в той же Курской области почти все священники, даже те, кто прошел подготовку на педагогических курсах и получил соответствующее удостоверение, оказались вне школы, что серьезно затруднило работу. Церковь была поставлена перед необходимостью давать своим священникам, работающим на ниве просвещения, дипломы государственного образца о высшем образовании и соответствующее разрешение вести в школах религиоведческие дисциплины. С этой целью курские священники на базе договора о совместной работе с педагогическим университетом уже в 1997/98 учебном году направили несколько своих коллег на разные факультеты заочного отделения, а также ввели педагогическую подготовку в самой семинарии, для чего пригласили из курских вузов 13 ведущих профессоров.

Проводилась также определенная работа по предоставлению семинарии статуса высшего учебного заведения. Однако ныне действующее законодательство не уравнивает в правах дипломы светского и духовного учебных заведений.

Новый учебный предмет в Курской области все-таки состоялся. Он принят учителями и учениками, общественностью и родителями. Это наглядно показал научный семинар «Взаимодействие светского и духовного образования в контексте развития российского образования», организованный для первых заместителей глав администраций районов, депутатов областной думы, начальников районных отделов образования, директоров школ и настоятелей храмов Курска. Сотрудничество светских и духовных учебных заведений привело к тому, что в целом по области заметно изменилось отношение к православию: ученые стали готовить учебные программы и пособия по православию, читать лекции по православной культуре, а священники — лекции по религиоведению.

Но в практике внедрения данного учебного предмета были для курян и неожиданности. Первая заключалась в том, что авторы готовили программы с уклоном к истории и культуре, а детей больше волновали духовные проблемы, этика, мораль, нравственность. Второй неожиданностью стал тот факт, что вслед за детьми к православной культуре потянулись их родители, а также и учителя. Наконец, была и очень приятная неожиданность: вопреки опасениям, что конфессиональное образование, приобщение детей к конкретной религии (православию) может негативно сказаться на отношении к этому детей из иных конфессий. Занятия по православной культуре в Курской области охотно посещали разные дети, в том числе и те, которые причисляют себя к иным конфессиям. Они задавали трудные вопросы, не со всем соглашались, но никто не слышал о конфликтах, а уж тем более об искалеченных судьбах или насилии над чьей-то совестью.

Уже сегодня можно со всей определенностью сказать, что в Курске смогли найти разумные пути к взаимодействию и сотрудничеству духовных и светских властей, священников и преподавателей. Конечно, учебные программы требуют усовершенствования, организация учебы — тоже. Но есть определенный опыт, и становится ясно, какая дополнительная литература нужна, какие нужны наглядные пособия, как надо готовить к этим урокам педагогов.

Становится также очевидным, что уровень знаний и требований как к учителям, так и к обучаемым, зафиксированный в программе, может удовлетворять только сегодня. Но уже через несколько лет такие занятия смогут вести только хорошо подготовленные профессионалы. Их пока нет, государственные вузы их пока готовят явно недостаточно. И со всей очевидностью встает проблема о необходимости разработки и внедрения уже в ближайшем будущем государственного образовательного стандарта по специальности «Религиоведение».

 

№ 2, 1999. С. 43–47.

 
PR-CY.ru