Однако бог считался не просто хозяином храма, но и владыкой своего народа, и в этом качестве ему полагалось подносить всевозможные дары и оказывать знаки почтения. Любой человек в любое время мог принести жертвы божеству, которые, среди прочего, составляли часть магических обрядов врачевания; люди верили, что щедрыми подношениями могут заслужить его милость.

Богу посвящались первые плоды земли и годовалые животные. Жертвенными дарами могли быть практически любые продукты, однако приносить в жертву животных с какими-либо дефектами или болезнями запрещалось. Если животное еще ни разу не спаривалось, ценность его как жертвы повышалась. При соблюдении этих условий в жертву иногда приносили даже таких традиционно «нечистых» животных, как собака и свинья, но чаще всего жертвенными животными служили волы, овцы и козы.

Наряду с религиозными текстами значительную часть дошедшей до нас хеттской литературы составляют магические ритуалы. С их помощью пытались врачевать болезни, а также избавляться от всевозможных несчастий – от раздоров в семье до неурожая на полях и в садах, а также мора в войсках. Магическими заклинаниями насылали порчу на врагов и привлекали удачу к друзьям, скрепляли договоры, призывая проклятия на голову потенциального клятвопреступника. Существовали и особые заклинания, которыми привлекали внимание людей и богов, когда те пренебрегали своими обязанностями.

Одновременно магия играла вспомогательную роль в собственно религиозных обрядах, когда возникало опасение, что бога «нет дома», и молитва не дойдет до его ушей. Так, весьма распространенными были особые молитвы – мугессары. Сначала бога призывали вернуться домой и благословить свой народ, затем ему «прокладывали дорогу» и, чтобы привлечь его, выставляли вдоль этой «дороги» мед, масло и прочие яства. С этой же целью совершались воскурения благовониями.

В некоторых случаях бога «тащили» домой по обставленной должным образом «дороге» – возможно, даже физически, в образе изваяния. Частью подобного ритуала является «Миф об исчезающем боге», за текстом которого непосредственно следует описание магических ритуалов, и в том числе – «прокладывание дороги». По всей видимости, об этом рассказывали ради того, чтобы описанное в нем событие, то есть возвращение пропавшего бога, произошло в действительности.

 



 
PR-CY.ru