Ворота Иштар (VI в. до н.э.) в Вавилоне. От этих ворот начиналась Священная Дорога. Ворота представляли собой проем между двух зданий, стоящих друг против друга. Их фасады украшены глазурованными кирпичами с рельефными изображениями. На синем фоне – выпуклые фигурки быков, рогатых драконов, львов, стилизованный символический орнамент (Государственные музеи Берлина). |
Статуя богини Исиды (Иштар) во внутреннем дворе богатого египтянина. XIV в. до н.э. |
Мужским дополнением Иштар был бог Думузи (более известный под именем Таммуз) – олицетворение растительности; его имя означает «молодая ветвь». Уже в древневавилонских надписях он упоминается вместе с Шамашем. Существовал миф о его гибели, нисхождении в подземный мир и возвращении на землю.
Издавна жителями Междуречья почитался грозный бог Ниниб. В надписях Гудеа он назван «царь войны, сильный воитель Бела». Как солнечный бог он покровительствовал земледелию, от него зависело хорошее состояние полей и каналов, а также будущий урожай. Наряду с богами огня и преисподней Ниниб представал грозным и страшным божеством, однако в тексте одного заклинательного гимна говорится, что он может вернуть назад того, чей труп отправлен в царство мертвых.
Близким к Нинибу был Нергаль (или Нергал) – бог жгучего солнечного жара, палящего южного солнца, истребитель и губитель. Поэтому они представал, с одной стороны, непобедимым богом войны, а с другой – богом моровой язвы и властителем царства мертвых. Эти два, казалось бы, противоположные свойства Нергаля объясняются опустошительным действием в Вавилонии летнего солнечного зноя. Куфа, город Нергаля, был, в основном, городом мертвых.