Это привело к кризису царской власти. Египтяне грабят пирамиды своих царей, растаскивая с них камень, бедняки совершают нападения на дома знати, градоначальники управляют хозяйством ими же поставленных марионеточных фараонов. Египетские чиновники, разбогатевшие на разграблении казны, начинают вписывать инструкции, ранее предназначавшиеся для царского бога, в тексты собственных саркофагов. И в гробничных надписях, и в текстах саркофагов звучит мотив ответственности человека за свои деяния на Страшном суде богов, взвешивание грехов человека и определение его судьбы.

 

«Счетчиком сердец» был бог Анубис с головой шакала – постоянный спутник Осириса. При бальзамировании Анубис убеждается, что сердце на месте, а затем изымает душу умершего и ведет ее сложными путями по загробному царству на суд Осириса. Здесь он взвешивает душу на весах и выслушивает приговор душе, сделанный Осирисом. Душа должна весить меньше, чем страусовое перо, в противном случае ее съедали.

Суд Осириса в загробном царствеСуд Осириса в загробном царстве. Фрагмент из «Книги мертвых». Осирис – владыка царства мертвых – узнавал покойного. Тексты, выгравированные на саркофагах, и «Книги мертвых», которыми снабжали покойного, содержали рекомендации, как преодолеть препятствия и какие молитвы произносить в тот момент, когда взвешивают его сердце (то есть оценивают его нравственную жизнь) под присмотром Тота и Анубиса. Если весы остаются в равновесии, покойный допускается в край вечного блаженства.

 

Ушетби жрицы Хенутмехит
Ушетби жрицы Хенутмехит и коробка для ушетби с изображением сцены поклонения трем из четырех сыновей Гора. Около 1119 г. до н.э.


 
PR-CY.ru