Важную роль в жизни арабов всегда играла музыка. Ее влияние могло быть исключительно сильным: слушая мелодию, впечатлительные люди нередко впадали в экстаз, рвали на себе одежду, кусали пальцы. В период Средневековья возросло значение инструментального творчества. Из ударных инструментов наиболее часто использовались бубны, барабаны и тамбурины. Духовые инструменты были представлены разнообразными дудочками, свирелями и флейтами, струнные – лютнями и ребабами. Самым популярным инструментом была лютня, с которой Европу познакомили именно арабы.

Арабская музыка долго не была зафиксирована в нотной записи и существовала в устной форме. Она была основана на импровизации. Ее особенностью было едва уловимое на слух скольжение по инструментам менее полутона. Другая ее характерная черта – своеобразный ритм и стремление скомбинировать равномерные ритмические фигуры с ассиметричными.

Музыка неизменно сопровождала средневековые праздники, которые в значительной степени вобрали в себя языческие представления древности. Некоторые праздники были связаны с обновлением природы. Таким был праздник «зазывания весны»: юноши с букетами цветов в руках и сами украшенные цветами ходили от дома к дому, пели хвалебные песни и с шутками требовали вознаграждения (угощения или денег); вечером на собранные средства устраивался всеобщий пир.

Принято было праздновать первое воскресение великого поста, точнее, ночь накануне этого воскресения. Это была ночь, полная вина, танцев, шуток и розыгрышей, когда мужчины одевали женскую одежду и смешивались с толпой женщин, которым в это время дозволялось пить вино и веселиться вместе со всеми. Эта дозволенность иногда не доходила до того, что люди могли бить ремнями и веревками друг друга, а ученики могли сбросить своего учителя в водоем и держать его там до тех пор, пока он не отдаст выкуп за свое освобождение.

Популярным был также праздник зимнего солнцеворота – саде. Главная задача и назначение этого праздника заключалось в том, чтобы «изгнать нечисть». В этот день зажигали костры и устраивали около них всеобщее гулянье, сопровождавшееся играми, танцами и попойками; на костры гнали диких зверей и птиц. Многих птиц ловили и, привязав к их лапкам горящую паклю, снова отпускали. Жертвоприношения в тот день принимали огромные масштабы.

В засушливом климате Аравийского полуострова сад был образом рая. В основном четырехугольный, окруженный стенами для защиты от пустыни, он разделся не менее чем на четыре части арыками. В садах размещались беседки.



 
PR-CY.ru