Творческий талант мусульманских живописцев ярче всего проявился в миниатюре – многокрасочном изображении, украшающем и иллюстрирующем рукописи. Художники-миниатюристы, с легкостью преодолевшие запрет на фигурные изображения, не остановились и перед соблазном воспроизвести священные лица, несмотря на строгости ислама.

В целом характерными чертами средневекового арабского изобразительного искусства были цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок (красной, белой, зеленой, синей) было всегда строго подчинено мусульманской традиции.

Памятники средневековой арабской архитектуры представлены в основном культовыми и дворцовыми зданиями. Типичные мечети времен халифата включали в себя молитвенный зал и квадратный или прямоугольный двор, окруженный крытой галереей с круглыми арками. (Форма мечети происходит от дома Мухаммада в Медине, куда он бежал из Мекки в 622 г. Ниша михраб показывает направление на Мекку.)

Несколько более поздними архитектурными элементами стали купола и минареты. Минарет (от араб. минара – маяк) представляет собой башню (она может быть круглой, квадратной или многогранной в сечении) с площадкой, с которой муэдзин сзывает верующих мусульман на молитву. Минарет возводится рядом с мечетью и составляет с ней одно целое. Примером могут служить мечеть ал-Акса в Иерусалиме (конец VII в.) и мечеть Куббат ас-Сахра («Купол скалы»), сооруженная тогда же на месте бывшего главного иудейского храма, разрушенного римлянами в 70 г. н.э. Она была выполнена в форме восьмигранника, с куполом на колоннах, богато отделана мрамором и разноцветной мозаикой.

В XIV–XV вв. строятся дворцы и мечети, роскошь которых была призвана подчеркнуть богатство и могущество правителей (например, знаменитая мечеть султана Хасана в Каире). Стены мечетей нередко облицовывались фаянсовыми плитками с поливой из бирюзовой и зеленоватой глазури. Купола украшались глазурованной плиткой, часто голубого или синего цвета.

Важнейшим архитектурным памятником, священным местом мусульман стал Кааба, храм в Мекке, имеющий форму куба. В его стене замурован знаменитый черный камень, как считают исследователи, метеоритного происхождения. Этот камень, в глазах мусульман олицетворяющий присутствие Аллаха, почитался его символом. Вокруг древнего святилища Каабы была построена мечеть Хаарам (Бейт-Уллах); в своем окончательном варианте ее относят к XVI–XVII вв.



 
PR-CY.ru