8. Изобразительное искусство и архитектура.

Мусульманское искусство, особенно в его арабской разновидности, развивалось преимущественно как декоративное. Характерный для него тип орнамента, получивший на Западе название «арабеска», отражает стремление к созданию абстрактного узора, к бесконечному варьированию одних и тех же мотивов и неприятию пустоты в изобразительном пространстве. Арабеска – это сложное переплетение растительных, геометрических и каллиграфических элементов. Оставившая богатое наследие в мусульманской Испании и через нее – в Европе, арабеска была известна и как «мореска» («мавританский стиль»). Примечательно, что европейцы не всегда осознавали мусульманский характер перенимаемых ими новшеств, воспринимая арабские надписи на ввозившихся с Востока тканях просто как геометрический орнамент. Арабские письмена, например, отчетливо видны на коронационных одеяниях германских императоров. Их можно различить даже на повязке, украшающей плечо Иисуса на картине Джотто «Воскрешение Лазаря».

Процветание орнаменталистики в арабо-мусульманской культуре отчасти явилось следствием характерной для ислама иконоборческой традиции, запрещающей изображение не только Бога, но и живых существ, особенно людей. Согласно исламской традиции, человек, изображающий человека или животное, посягает на прерогативу Творца, за что будет строго наказан в Судный день, когда от него потребуют вдохнуть жизнь в созданные им картины.

Исламское искусство абстрактно отображает красоту и величие этого мира, установив запрет на изображение живых существ во избежание идолопоклонства. Ислам не допускает использование «образа» или «изображения» Бога в материальном воплощении – в виде статуи, портрета, иконы – в качестве украшения молитвенных домов, во время религиозных праздников или совершения обрядов. Поэтому божественный, сакральный строй мироздания получил свое воплощение в геометрической пропорциональности орнамента, в музыкальной гармоничности звука, в ритмичности движения.

Однако запреты богословов на живопись и скульптуру порой оказывались не более эффективными, чем запреты на вино. Фигурные изображения можно увидеть на сохранившихся фресках загородных замков Омеййадских халифов в Сирии или аббасидских дворцов Самары в Ираке. Однако нигде в мусульманских храмах (мечетях) мы не найдем изображений человека или животного. Скульптура, и особенно живопись, стали светскими искусствами, которым покровительствовали правители и знать.

 



 
PR-CY.ru