Люди, занятые в сфере производства, распределения и обслуживания, объединялись в своего рода профессиональные союзы-гильдии. Представляя важный социальный институт мусульманских городов, гильдии способствовали профессиональной сплоченности ремесленников. Их внутренняя жизнь регулировалась строгими уставами (письменными или устными). Система гильдий охватывала широкие слои населения. К ним принадлежали не только ремесленники и торговцы, но и музыканты и певцы, погонщики ослов и верблюдов, лодочники, гадальщики и платные плакальщицы, сказители, среди которых было немало мистиков-суфиев. Объединялись в гильдии художники, трубочисты, водоносы и цирюльники. Наряду с гильдиями существовали так называемые футуввы, т.е. «братства молодых людей, поклявшихся быть верными», товарищи, преданные друг другу. Церемония посвящения в члены гильдии в некоторых странах сопровождалась ритуалами и обрядами. Так, в Египте во время посвящения нового члена гильдии опоясывали кушаком. Этот ритуал связывают с традицией пророка: согласно преданию, Мухаммад опоясывал кушаком своего двоюродного брата и зятя Али. В свою очередь, сам пророк якобы точно так же принял посвящение от архангела Джабраила.

Ислам не отделяет религиозную деятельность от мирской жизни. Добрый справедливый поступок для мусульманина должен быть так же священен, как и молитва. Поэтому члены гильдии были связаны между собой не национальной или расовой принадлежностью, не кровным родством, а верой в единого Бога. У них отсутствовал национализм в нынешнем его понимании. К системе гильдий принадлежали иудеи и христиане, местные уроженцы и пришельцы. Во время молитвы мусульмане отправлялись в мечеть, христиане – в церковь, иудеи – в синагогу. Такая веротерпимость способствовала подчинению Халифату сопредельных стран.

В мусульманском мире основные потребности человека (в пище, одежде и жилье) удовлетворялись в соответствии с законами шариата, и в этом комплексе особое место занимает одежда. Вследствие этого, везде, где побеждал ислам, мусульман можно было отличить по их длинным одеждам и покрывалам.

Мусульманским нормам и обычаям должны были соответствовать производимые ремесленниками предметы, а самым престижным ремеслом считалось ковроткацкое производство – ведь ковры были неотъемлемой частью мусульманского быта. Ковры на стене, на полу, молитвенные коврики и стеганые одеяла, круглые восточные подушки – все это создавало уют и красоту в доме.

Высокого уровня достигла техника обработки волокна, направленная на производство тончайшего полотна. Египетские, сирийские, турецкие, иранские ткани были настолько плотно сотканы, что на Востоке и Западе их использовали даже при изготовлении географических карт. Переливающиеся разными цветами ткани служили материалом для изготовления накидок и покрывал для женщин, а некрашеные и однотонные ткани использовались для мужских халатов и повязок на голову. Исключение составляли яркие халаты и чалмы для вельмож и духовных лиц.

 



 
PR-CY.ru