7. Мусульманская городская культура.

К одному из высших достижений мусульманской цивилизации по праву может быть отнесено градостроительство. Арыки, протекающие по улицам, парки, бассейны, бани, оживленные рынки, библиотеки, многоэтажные дома – все это вызывало восхищение у многих путешественников. Так, в Каире было не меньше двадцати тысяч лавок, а бань, караван-сараев и прочих общественных зданий известный поэт Насири Хосров пересчитать не счел возможным. Он видел в городе 8-ми, 10-ти и даже 14-этажные здания. Но особенно поразили его защищавшие людей от зноя крытые базары и улицы: туда не проникал дневной свет, и они освещались с помощью светильников.

В мусульманских странах, расположенных в основном в зоне жаркого климата, высоко ценили чистую питьевую воду, а также воду, которую использовали для ритуального омовения. Тем не менее, по свидетельству мусульманского историка и географа аль-Истахри, в Самарканде редко можно было видеть постоялый двор, улицу, площадь, где не раздавали бы ради Аллаха ледяную воду. Ее брали из кирпичных хранилищ и бронзовых чанов, а смотрители водоснабжения освобождались от подушной подати. В Каир в XI в. бурдюки с питьевой водой доставляли 52 тысячи верблюдов, в Багдаде имелись построенные из кирпича закрытые акведуки, в иранских городах к охлаждающим воду сосудам, снабженными кранами, были проведены водопроводы.

Вызывало удивление у современников транспортное обслуживание в средневековых мусульманских городах. Там к услугам городского населения имелись специальные стоянки для ослов и верблюдов (аналоги современных стоянок такси). В городах, расположенных у рек и озер, перевозки обеспечивались лодками, которые можно было брать внаем. Число таких лодок насчитывалось десятками тысяч, что свидетельствует о большой интенсивности перевозок.

Непременной принадлежностью мусульманских городов были красочные базары, неподалеку от которых находились торговые склады, гостиницы, купеческие дома. В прилегающих многочисленных улочках и переулках располагались мастерские ремесленников: ткачей, красильщиков, медников, ювелиров. Шумные базары, где посредники сновали в одной толпе с поденщиками и носильщиками, могли показаться неискушенному человеку беспорядочным хаосом. На самом же деле вся жизнь в этих рыночных центрах подчинялась строгой системе: пресекались пьянство и ношение одежды, не соответствующей исламским нормам приличия, строгому наказанию подвергались лица, нарушившие законы шариата. Общественный порядок обеспечивали городские надзиратели. Следуя принципу мусульманского права – творить добро и предотвращать зло, надзиратели (мухтасибы) наблюдали за порядком. Они несли ответственность за законность и справедливость совершавшихся сделок, проверяли все размеры товара, устанавливали справедливые цены, осуществляли надзор за работой печей, мануфактур и общественных бань. Позднее, во времена Османской империи, в крупных городах эту функцию выполняли специальные офицеры – янычары. Они имели подчиненных, в число которых входили секретарь-счетовод и карательный отряд. Проверяя качество пищевых продуктов и потребительских товаров, они занимались также сбором пошлин, установленных на ввозимую продукцию.

 



 
PR-CY.ru