Крупнейшим поэтом придворно-панегирического направления был Абу Таммам (805–846 гг.). Он родился около Дамаска в христианской семье греческого происхождения, однако, приняв ислам, стал ревностным мусульманином и даже придумал себе чисто бедуинскую родословную. В молодые годы он перепробовал немало профессий, переезжал с места на место в поисках заработка, побывал в крупнейших городах Сирии, Египта и Ирака, был приглашен ко двору аль-Мутадида и вскоре стал придворным панегиристом. Но широкую известность ему принесли не только стихи, но и его антология арабской поэзии. Впоследствии арабские филологи по его примеру составляли сборники и поэтические антологии, причем сборники Абу Таммама неизменно служили для них образцом. Наиболее ценной из его антологий, дошедших до нас, считается знаменитая «Книга доблести» («Китаб аль-хамаса»), в 10-ти главах которой собраны лучшие стихотворения нескольких сот арабских поэтов. Своим названием книга обязана названию первой главы, в которой собраны стихи о храбрости и доблести бедуинских героев. Не менее популярным был и его ученик аль-Бахтури (820–897 гг.), который по примету своего учителя тоже составил антологию арабской поэзии, и тоже получившую название «Китаб аль-хамаса», которая тоже стала для последующих столетий важнейшим источником древнеарабской поэзии.

Но самая яркая фигура в «критической» поэзии IX в. – поэт-сатирик Ибн ар-Руми (836–896 гг.). Воспитанный в неортодоксальных традициях (отец был грек, а мать – персиянка), он был ревностным шиитом и противником правящей аббасидской династии, приверженцем к мутазилитской теологии (рационалистическое направление в исламе). Его политические взгляды закрыли ему путь к придворной карьере и сделали его в глазах правящей элиты опасным еретиком. Неприязнь поэта к арабской родовой аристократии и язвительность его сатир стоили ему жизни: он был отравлен по приказу визиря халифа аль-Мутадида.

Ведущее место в литературе IX в. принадлежит видному арабскому прозаику и литературному критику, одному из деятелей мутазилизма Абу Осману ибн-Бахру (775–868 гг.), по прозвищу аль-Джахиз (т.е. пучеглазый). Это был человек энциклопедических знаний, его перу принадлежит около 200 произведений, охватывающих почти все сферы науки того времени. Среди них: сатирическое «Послание о квадратности и округлости», в котором автор высмеивает схоластическое богословие с его религиозной нетерпимостью и отсталостью; «Книга о животных» – одно из ранних произведений занимательного и общеобразовательного чтения, стоящего на грани научно-популярной, нравоучительной и художественной литературы (адаба); «Книга о скупцах» – беспорядочное собрание посланий о скупости и щедрости, рассказов и анекдотов о скупых людях, их речах и поступках. Эта книга была написана как отповедь носителям шуубистской идеологии (главным образом персам), которые в традиционном арабском достоинстве (бедуинской безмерной щедрости) усматривали только проявление дикости и нелепой расточительности. Героями здесь обычно выступают иранцы – жители провинции Хорасан и среднеазиатского города Мерва (центра Хорасана), а также жители наполовину шиитской многонациональной, почти всегда оппозиционной багдадским властям Басры. Анализируя поведение скупцов, аль-Джахиз обнаруживает очень тонкое понимание человеческой натуры, понимание того, что разум часто оказывается лишь «слугой» сердца.

 



 
PR-CY.ru