Одним из первых поэтов этого периода расцвета арабской литературы и одновременно одним из первых в арабской литературе поэтов, равно связанных с иранской и арабской культурной традицией, был иранец по происхождению, слепец Башшар ибн Бурд. Он родился в 714 г. в Басре в семье ремесленника, с детства был связан со средой ученых и литераторов, дружил с участниками многочисленных мусульманских и немусульманских сект. В дальнейшем он много скитался, пока не стал придворным панегиристом халифа аль-Махди. Однако приверженность поэта к еретическим, с точки зрения ортодоксального ислама, учениям и язвительные сатиры на аль-Махди и его придворных навлекли на него гнев властей, и в 784 г. он был по приказу халифа засечен до смерти.

Арабская традиция рисует Башшара человеком, преисполненным разнообразных пороков, эгоистом и развратником, малодушным и лицемерным корыстолюбцем. Однако к этой оценке надо относиться скептически, поскольку она, возможно, отражает неудовольствие придворных кругов Халифата антиарабским духом его поэзии. Выражая политические настроения покоренных аравитянами народов, Башшар ибн Бурд в самых ядовитых и подчас даже грубых выражениях высмеивал кичившихся своим бедуинским происхождением потомков завоевателей. Его сатирические выпады против арабов-завоевателей сопровождались обычно прославлением иранских культурных традиций.

Сходные мотивы есть в стихах младшего современника Башшара – Абу Нуваса (762–813 гг.). Он также был противником подражания образцам старинной бедуинской поэзии и стремился преодолеть ту оторванность литературы от современной жизни, которая была характерна для многих эпигонов его времени, которых он высмеивал в своих застольных песнях. Только в панегириках поэт старался следовать традиционному канону. Неприятие Абу Нувасом устаревших поэтических традиций также было связано с политическими симпатиями иранцев, боровшихся за свою культурную и политическую эмансипацию. Его поэзия культивировала настроения скептицизма, чем подрывала моральные устои теократического общества и противопоставляла национальным амбициям племенной аристократии идеологию шуубии.

Освободительное движение покоренных народов, получившее название шуубии, зародилось в начале VIII в., и наиболее сильной была именно иранская шуубия, доходившая в своей оппозиционности чуть ли не до полного разрыва с исламом. Все же и она пользовалась только арабским языком и не восставала против его засилья вплоть до начала IX в., но именно в недрах арабоязычной литературы возникло движение против арабской культурной гегемонии, за возрождение идеалов культурной жизни домусульманского Ирана. Успехи иранской шуубии подготовили почву для преодоления господства арабского языка в литературе исламских народов. Отдельные попытки в этом направлении осуществлялись уже на раннем этапе деятельности шуубитов.

 



 
PR-CY.ru