5. Причины развития и распространения мусульманской культуры.

Становление арабо-мусульманской культуры связано с зарождением и укреплением Арабского халифата, который стал новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций. Демонстрируя большую жизненную силу, ислам как религия и культура, побеждая в борьбе с местными верованиями, показал способность вбирать в себя элементы знаний, обычаев и культурного наследия народов, принявших мусульманство. Наука и культура сблизили исламский Восток и христианскую Византию. Приняв ислам, народы Евразии приобщились к культурному наследию Востока и Запада.

Однако следует учесть, что на первом этапе, в обстановке многолетних войн за распространение ислама арабская культура всячески поддерживалась и противопоставлялась культуре покоренных народов. Развитие и распространение исламской культуры лучше всего продемонстрировать на примере литературных памятников, поскольку сам Коран тоже является поэтическим сборником. Его художественные достоинства одними прославлялись, другими – подвергались сомнению или даже опровергались. Но, так или иначе, влияние Корана было безусловным. В частности, следуя вкусам пришельцев-завоевателей, Омеййады стремились культивировать старинные бедуинские поэтические традиции и всячески их поощряли. Так, утихшая было в период войн межплеменная вражда, после первых успехов завоевателей вспыхнула с новой силой, и доисламская поэзия с ее проявлением племенной доблести и жизни в пустыне обрела в этой борьбе новую жизнь. Бедуинские поэты приезжали в Дамаск, Куфу и Басру, ставшие при Омеййадах центрами культурной жизни Халифата, чтобы прославить свое племя или высмеять чужое, а халифы, всячески поощрявшие племенное соперничество, разжигали и племенные пристрастия поэтов. Имели своих поэтов, воспевавших свою партию и нападавших на ее идейных и политических противников, сторонники и противники Омеййадов, а также приверженцы боровшихся в исламе направлений. В касыдах этого времени появляется описание походов, боевого оружия, крепостей, осадных механизмов и т.д.

Показательно, что на рубеже VII и VIII вв. происходит выделение любовной лирики в самостоятельный жанр. Предание гласит, что умением сочинять стихи особенно прославилось хиджазское племя узра. Поэты узритского направления (в их число входили поэты и других племен) воспевали целомудренную любовь несчастных влюбленных, оторванных друг от друга суровыми племенными законами. Эта возвышенная и мученическая любовь приобретает черты мистического чувства, а фоном и почвой такой поэзии стала безрадостная и жалкая жизнь некогда гордого и воинственного бедуинского племени.

В хиджазской любовной лирике исследователи выделяют два направления – бедуинское (узритское) и городское. В то время как языческие поэты были бесхитростными искателями любовных радостей, наивно и прямолинейно описывающими физические достоинства возлюбленной, а городские лирики Хиджаза – самоуверенными, а порой и циничными прожигателями жизни, смотревшими на любовные утехи как на приятное времяпрепровождение, узритские лирики бескорыстно служили своему идеальному предмету обожания и лишь горько жаловались на судьбу, разлучившую их с возлюбленной.

 



 
PR-CY.ru