Центральная тема в жизни и творчестве суфиев – это свобода души. Великий персидский поэт-суфий Руми сказал однажды: «Душа на земле заключена в темницу и останется в ней до тех пор, пока пребывает на земле». Поскольку каждая душа стремится разорвать сковывающие ее путы и вырваться из плена, то конечная цель мистического пути суфия есть соединение с Божественной сущностью. Для этого верующий должен покинуть сферу своего «Я» и выйти за пределы этого мира. Просто веры в Бога для этого недостаточно. Необходима всепоглощающая любовь к Нему, такая любовь, которая была в свое время воспета Рабией.

Строго говоря, любовь к Богу не являлась в исламе чем-то новым, но суфии придали этому чувству совершенно исключительное значение. Они считали, что основой сотворенного мира является любовь, что любое движение, активность и свет во Вселенной берут начало в лучах любви, и в ней необходимо искать совершенство сущего (от чего и возникло представление, что суфизм – это путь к Богу через любовь). Обычная мирская любовь, возникающая от красоты преходящих форм, сама преходящая, как и они, дает лишь отдаленное представление об истинной любви, которая вся есть экстаз и полное исчезновение в Боге.

Для своих молитвенных собраний (сэма) суфии избирали специальные помещения, которые называли ханигах. Часто молитвы сопровождались чтением мистических стихов, исполнением гармоничной мелодии и определенными телодвижениями, напоминающими танец-хоровод и настраивающими сердца молящихся на контакт с божественным миром. Предаваясь самоотреченному воспоминанию о Боге и обратившись всеми чувствами и умом к Возлюбленному, суфии совершенно забывали о своем «Я» и слышали в каждом звуке зов Всевышнего. В этом состоянии многие из них впадали в экстаз (вадж) и совершали непроизвольные движения, напоминающие танец.

Однако все эти проявления чувства казались неподобающими для непримиримых ортодоксов. Они с подозрением смотрели на суфиев и не признавали их учение правоверным. В чем-то их настороженность была оправдана – суфии действительно имели много вольных, даже просто еретических взглядов. Например, некоторые вообще отрицали превосходство ислама как религиозного учения. Они говорили, что между религиями существует только внешнее различие, и они подобны цвету воды, которая в зависимости от цвета сосуда становится то красной, то зеленой, то еще какой-либо, оставаясь при этом прозрачной. Суть же любого истинного вероучения состоит только в одном – в любви к Богу. На том же основании суфии отрицали необходимость мечети и говорили, что истинная мечеть – это сердце мусульманина, и если хочешь найти Бога – ищи Его в своем сердце.

Ортодоксальный ислам не мог признать и снисходительное отношение суфиев к шариату. Мусульманские богословы считали, что шариат есть хакикат – истина в ее конечной инстанции. По мнению же суфиев, шариат – это только «лестница» или «путь» к достижению истины, и вообще хакикат стоит неизмеримо выше шариата. Некоторые шли еще дальше, утверждая, что кроме Бога-Истины, все остальное – обряды, ритуалы, соблюдение религиозного культа и прочее – не имеет никакой ценности. В связи с этим суфии не следили за чистотой, не соблюдали исламского обряда омовения и годами не снимали своих грубых шерстяных плащей.

 



 
PR-CY.ru