Исходным пунктом в его трудах является положение о величии мысли. Знаменательно название одной из его книг – «Гармония двух мудростей». Две мудрости – это античная философия (греческая мудрость) и карматская теософия. Насир доказывает, что они не противоречат друг другу, а карматская система – единственная, которая правильно толкует и развивает самую суть философии таких мыслителей, как Эмпедокл, Пифагор, Сократ и Аристотель. Он верит в силу человеческого познания, исходя из двух субстанций, телесной и духовной, делит объекты познания на умозрительные и чувственные, подчеркивая независимость этих объектов от человеческого сознания и их познаваемость. Уверенность в истинности человеческого познания выражена Хосровом в определении науки как «познания вещей такими, какими эти вещи являются в действительности». Однако под наукой Насир имеет в виду не экспериментальную, точную науку в нынешнем смысле слова, а мистическое проникновение в потустороннюю сущность предмета, равно как под действительностью он понимает не материальное бытие, а идеи вещей, реально, по его мнению, существующие.

Как поэт, он выступает против античеловеческой сущности деспотического государства Сельджукидов, против физической и нравственной тирании, против царей и мусульманского духовенства, жестоких вельмож, подобострастных поэтов, судей и тюремщиков. В противовес царству зла Хосров высоко поднимает образ человека, живущего трудами рук своих и стремящегося к моральному совершенствованию, развивает целую систему глубоко гуманистической этики – добра, дружбы, верности слову, взаимопомощи. Поэт призывает: «Ты человеком порожден – будь человеком».

В 890 г. карматы захватили пару областей в Аравии. В конце IX в. во главе секты встал Абу Саид, вероятно, сын Ахмада. Понимая, что пришла пора выйти из тени и «явиться» людям, он не пожелал довольствоваться ролью второго лица и прямо объявил себя имамом Убайдаллахом – одним из потомков Исмаила (можно предположить, что к этому времени все настоящие потомки Исмаила уже были устранены Кеддахом и его сыном). Деятельность секты активизировалась. Во все концы мира высылались миссионеры, но наибольший успех проповедь исмаилитов имела в Северной Африке, где действовал выдающийся проповедник Абу Абдаллах. Местные берберские племена всегда были в оппозиции к арабским халифам, и среди них легко распространялись различные религиозные учения, противопоставляющие себя суннитам. Главными носителями этих традиций были кутамиты – союз племен, обитавший на территории современного Туниса. Абу Абдаллаху удалось в короткий срок создать здесь обширную исмаилитскую общину и, опираясь на нее, сформировать сильную армию. В 909 г. после ряда успешных кампаний под власть исмаилитов перешел весь Тунис. В том же году приехавший в Африку Убайдаллах открылся народу и был провозглашен халифом с официальным титулом аль-Махди. Новые правители получили прозвище Фатимидов (по Фатиме, жене Али и любимой дочери пророка, за потомка которых выдавал себя Убайдаллах).

 



 
PR-CY.ru