3. Основные идейно-политические течения в исламе.

После смерти Мухаммада во главе государства стали его преемники – халифы (т.е. заместители), выполнявшие функции не только феодальных правителей, но и религиозных руководителей. Поначалу они избирались всеми членами мусульманской общины из числа близких родственников и учеников пророка. При первых четырех халифах (Абу Бакр, Омар, Осман, Али), правивших до 661 г., ислам выплеснулся далеко за пределы Аравии. Объединенные арабские племена двинулись на завоевание соседних стран. Их выход на международную арену оказался настолько неожиданным, что поначалу никто не мог оказать им достойного сопротивления. Уже при Абу Бакре были совершены удачные походы в Сирию и Месопотамию, Умар завоевал значительную часть сасанидского Ирана. У Византии были отвоеваны Сирия, Палестина, Египет и часть Малой Азии, а следующие десятилетия та же судьба постигла Закавказье, Среднюю Азию, Северную Африку и Испанию. Арабский халифат быстро распространил свои пределы от берегов Атлантического океана до Индии, и большинство населения всех стран приняло ислам. За сто с небольшим лет новое вероучение превратилось в универсальную мировую религию, которую исповедовали десятки миллионов человек – успех поразительный, едва ли имеющий аналоги в истории.

Обращение в ислам во многих случаях не было насильственным: подавляющее большинство покоренных народов приняло мусульманство, или надеясь ослабить поборы и притеснения завоевателей, или оно было привлечено его кажущимся демократизмом. В ходе завоеваний огромных территорий племена Аравии частично переселились в покоренные страны и постепенно слились с местным населением. При этом одни покоренные народы по прошествии нескольких веков полностью «арабизировались», другие восприняли у завоевателей религию и некоторые элементы культуры, третьи смогли сохранить свою культурную, религиозную и языковую самобытность. В таком случае принято говорить, что эти народы «исламизировались».

Завоеватели быстро основали свои династии в Дамаске (Омеййады), в Багдаде (Абассиды), в Месопотамии (сельджуки) и в Константинополе (османы). Эти династии полностью перекроили политическую карту Ойкумены, внесли изменения во все стороны жизни покоренных народов.

Завоевательные походы проходили на фоне сильных внутренних смут в арабском обществе. С самого начала среди местных мусульман обозначились два направления: суннизм и шиизм. Часть мусульман выступала за наследственную передачу власти в Халифате прямому потомку пророка по мужской линии. А поскольку сыновей у Мухаммада не было, таковым считался Али – его двоюродный брат и муж его любимой дочери Фатимы. Эту часть мусульман вскоре стали называть шиитам (название пошло от выражения «шиа Али» – т.е. община Али). Шииты утверждали, что Али должен быть главой всех мусульман, ибо он был в родстве с Мухаммадом. Их противники получили название суннитов.



 
PR-CY.ru