Нет в Коране сколько-нибудь связного изложения сюжетов Ветхого и Нового Заветов – в нем встречаются лишь отдельные, хаотически разбросанные по всей книге реминисценции библейского материала или пересказы отдельных библейских мифов, вплетенные в проповедь нового учения. В той социальной среде, откуда вышли пророк и его книга, видимо, в общих чертах была известна библейская традиция, поэтому проповеди являются, по сути, пересказом известных слушателям сюжетов и легенд о сотворении мира, об Адаме и Еве, первородном грехе, египетском пленении иудеев и их исходе из рабства, история Иисуса Христа. Столь же отрывочный характер носит изложение и чисто арабских сюжетов – древних легенд и преданий Аравии. Мухаммад провозглашает пророками многих персонажей и пророков Библии и Евангелия: Адама и Ноя, Авраама и Иосифа, Моисея, Аарона и Иисуса Христа. При этом сам Мухаммад как бы завершает и венчает весь этот ряд, возвышаясь над ним как последний и главный.

В Коране нет и систематического изложения основ мусульманской религии, в нем сформулированы лишь основные положения, позднее приведенные в систему мусульманскими богословами. Первым фундаментальным требованием, провозглашенным Мухаммадом, было единобожие, выраженное в формуле: «Он – Аллах – един, Аллах, вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!» Христианское учение о Троице и Боге-Сыне было полностью отвергнуто пророком. Однако наряду с благим Аллахом в новом вероучении действует могущественный злой демон, именуемый либо Шайтаном, либо Иблисом. Это – падший ангел, который за непослушание был отвергнут Аллахом. Взаимоотношения между Аллахом и Иблисом примерно те же, что между ветхозаветными Яхве и Сатаной: всесильный Аллах терпит Иблиса и исходящее от него зло ради испытания человека. В проповедях Мухаммада фигурируют также джины (демоны) и ангелы. Четыре ангела (Гавриил, Михаил, Азраил и Исрафил) обладают наивысшим могуществом, но все они несравненно ниже Аллаха. Это его слуги и рабы, созданные, как и люди, так что их существование не компрометирует строгий монотеизм ислама.

Аллах открылся Мухаммаду как Бог силы, всемогущий Вседержитель, хотя этим не устраняются и другие понятия Божества. Очень часто Мухаммад называет Аллаха Богом истины и Милосердным. Милосердию он учит и по отношению к ближнему. Если главное дело относительно Бога есть молитва, то относительно ближнего – милостыня, которая не столько внешнее предписание, сколько выражение истинного религиозного настроения, вершина добродетели: «Выкупить пленного, накормить в дни голода сироту ближнего и нищего безвестного». Много раз в откровении пророка говорится о посмертном воздаянии, но у самого Мухаммада (так же, как и у Христа) это учение еще не было детально разработано, а лишь намечено в общих чертах и обрисовано в поэтических тонах.

Исследователи выделяют в Коране несколько основных тематических групп: иудейская и христианская мифология и догматика, изложенные в форме положений и ритуальных предписаний ислама, мусульманская эсхатология, нормы мусульманского права, арабский фольклор.

В целом вероучение Мухаммада было очень простое, чуждое всяких умственных ухищрений и понятно любому бедуину. Мухаммад считал себя только пророком и ни на что большее никогда не притязал, не приписывал себе сверхчеловеческого достоинства и настаивал только на истине получаемых им свыше откровений. Никакими знамениями или прорицаниями он их не подтверждал и подтверждать не собирался, не настаивал даже на том, что ему открыта вся истина, ибо Сам Аллах якобы однажды сказал его устами: «Мы открыли тебе часть Нашего послания».



 
PR-CY.ru