Исследователи отмечают большую разницу в проповедях мекканского периода и мединского. Если мекканские проповеди преисполнены религиозного воодушевления, насыщены грозными пророчествами о дне Страшного суда, о вечных муках, ожидающих язычников в аду, то в мединских слышится не столько страстный голос пророка, сколько здравый смысл законодателя. Их тон – обыденно прозаический, а в некоторых случаях – напыщенно риторический. В них излагаются предписания религиозного, законодательного, нравственного и житейского порядка, формулируются основные обязанности мусульман, описывается политическая и военная организация мусульманской общины. Проповеди мекканского периода произносились рифмованной и ритмизованной прозой, и такая речь была связана с особенностями арабского языка: она больше подходила для скандирования, чем свободная проза, имела дополнительную выразительность. Полет фантазии здесь безграничен, ритмические повторы напоминают шаманские заклинания. Речь пророка нервная и картинная – он все время как бы спешит, не договаривая фразы и не завершая мысли. Мединские проповеди в основном представляют собой большие прозаические периоды, иногда заканчивающиеся созвучными рифмами. Но даже в тех случаях, когда автор обращается к чисто религиозным темам, в них отсутствует былой пафос мекканских проповедей и их напряженная ритмическая мощь. Фантазия проповедника несколько угасает, он начинает повторяться. Язык проповедей становится более сухим и однообразным.

В целом, следуя традиции языческих прорицателей, стремившихся придать своим заклинаниям большую важность и таинственность, Мухаммад использовал малоупотребительные, а иногда придуманные им самим слова, что порой создает ощущение некоторой таинственности и ложной многозначительности. Многое в проповедях пророка рождалось под влиянием случайных ассоциаций и оставалось темным даже для его современников и ближайших сподвижников. Основной риторический прием Мухаммада вытекал из убеждения в том, что он лишь посредник, повторяющий слово Божье, поэтому речь Аллаха в Коране преподносится от первого лица.

После смерти пророка его речи были записаны и объединены в главную священную книгу – Коран , который, согласно мусульманской богословской традиции, был ниспослан Аллахом через архангела Гавриила в форме откровений. Коран – это поэтический сборник, собрание проповедей Мухаммада, обращенных к еще не признавшим новое учение язычникам или неофитам (т.е. вновь обращенным), а также поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т.д. Отдельные дополнения и изменения, сделанные после смерти Мухаммада, коснулись, по-видимому, частностей и не затронули основного их содержания. Словом «коран» первоначально называлось как выразительное чтение вслух наизусть, так и вся совокупность откровений. Вместе с тем каждое отдельное откровение уже сам Мухаммад называл сурой, а после его смерти словом «сура» стали обозначать отдельные главы отредактированной книги. В окончательном виде на 114 глав (сур) Коран был разделен уже после его смерти.

 



 
PR-CY.ru