Содержание доисламской поэзии было тесно связано со спецификой бедуинской племенной жизни. Главной поэтической формой была касыда, значительную часть содержания которой составляли описания природы, достопримечательности мест, покинутых кочевий или разрушенных поселений, сражений и единоборств, а также спутников бедуина – коня или верблюда. Эти описания служили своего рода фоном, создающим у слушателей соответствующее настроение и подводящим к основной теме. Здесь чувства поэта, переплетаясь с повествованиями и описаниями, создавали гармонию между миром и жизнью. Особое место в касыде занимают изречения морального и общественного характера, поэтому они служили у древних арабов основным способом формирования общественной морали. В них часто звучат мотивы бренности бытия, скепсиса и разочарования, характерные для эпохи ломки родоплеменных отношений, тоска о давно ушедших патриархальных временах единства племени, сменившихся всеобщим ожесточением и враждой.

Поэт не пытался поразить слушателей новой, неожиданной темой или оригинальностью мысли, а стремился развить традиционную тему, превзойти соперников в правдивости изображения, краткости и выразительности. Близость кочевников к природе обострила их способность к внимательному и точному наблюдению окружающего, а образы и сравнения были основаны на внешнем сходстве. Так, в частности, война уподобляется мельнице, перемалывающей зерно, или сбору урожая.

Самым крупным доисламским поэтом арабская традиция считает Имруулькайса, в творчестве которого есть некоторая двойственность – он выходец из знатного рода, глубоко связанного с бедуинским бытом и племенными традициями и вместе с тем уже знакомого с жизнью аравийских княжеств и даже Византии. В его творчестве чувствуется влияние утонченной придворной культуры соседних империй. Но если Имруулькайс считается мастером пейзажной и любовной лирики, певцом суровой аравийской природы, то другой поэт доисламской Аравии (Зухайр ибн Аби Сульма) – это поэт-миротворец. Он считал межплеменную вражду основной причиной ослабления былого племенного могущества и источником несправедливости, призывал арабские племена к объединению. Но в его стихах нет той живости воображения и сочности образов, характерных для поэзии Имруулькайса. В арабскую поэзию он вошел как олицетворение рассудительности и добродетельности в противовес беспечным «вольнодумцам».

Начиная с VI в. в Аравии появляются придворные поэты-панегиристы, которые покидали родное племя и перебирались ко двору феодальных князьков Северной Аравии, пытаясь найти здесь материальную поддержку для себя и покровительство для своих соплеменников. Не забывая о делах родного племени, призывая племена оставить раздоры, поэты призывают к союзу, чтобы быть сильными перед лицом грозного врага – гассанидского княжества. Бурные события VII в. – распространение новой религии и образование государства – не изменили общего характера арабской поэзии, но внесли в нее новое мироощущение и тематику. Поэты-панегирики теперь прославляют новую религию и Мухаммада, призывают к священной войне с «неверными», обрушиваются с грозными поношениями на врагов ислама.

 



 
PR-CY.ru