В X и в начале XI вв. на Западе существовало мощное движение за очищение Церкви от феодальных и местных влияний и от неизбежно сопутствующей им коррупции. Ведущую роль в этом движении играло аббатство Клюни, чья штаб-квартира была расположена в одноименном городе на юге Франции. Клюни представляет собой первый монашеский орден, в котором все монастыри, разбросанные по Европе, подчинялись единому главе. Клюнийские монастыри, которых через сто лет после основания ордена насчитывалось добрая тысяча, все управлялись приорами под юрисдикцией аббата Клюни. По этой причине аббатство Клюни называли первой транслокальной корпорацией, послужившей в итоге моделью католической Церкви в целом.

Усилия аббатства Клюни и Церкви в целом по ограждению определенных классов людей от военной службы и посягательств на их личность и имущество, а также по ограничению военных действий определенными днями могли иметь лишь частичный успех в эпоху насилия и анархии, какими были X и XI вв. Однако значение движения за мир для будущего, и особенно для будущего западной традиции права, было громадно, ибо опыт принесения коллективной присяги во имя мира сыграл ключевую роль в основании городов в конце XI в. и позднее, в формировании гильдий и цехов внутри городов, в законодательной деятельности герцогов, королей и императоров через так называемый герцогский или королевский мир и через «мир земли».

И что всего важнее, клюнийцы и другие реформаторы стремились повысить уровень религиозной жизни, нападая на церковную власть феодальных и местных правителей, которая особенно ярко проявлялась в покупке и продаже церковных должностей (симонии) и в практике брака и внебрачного сожительства духовенства (николаизме). То и другое вовлекало священников в местную и клановую политику. Однако для успеха этих усилий необходима была поддержка сильной центральной власти. Папство было слишком слабо для этой цели, ведь папы в то время сами подчинялись городской аристократии Рима. Клюнийцы обратились за поддержкой к императорам, преемникам Карла Великого. Императоры в свою очередь обрадовались поддержке со стороны Клюни, да и других реформаторских движений. С помощью этой поддержки они со временем стали назначать папу.

В противовес характерным для нового времени идеям раздельности Церкви и государства Церковь в 1000 г. еще не мыслилась как видимая, корпоративная, юридически оформленная структура, противостоящая политической власти. Наоборот, Церковь (ecclesia) была задумана как народ христианский, руководимый и светскими, и духовными властями. Задолго до того, как Карл согласился, чтобы папа в 800 г. короновал его императором, его верный слуга, уже упоминавшийся нами Алкуин, английский ученый и религиозный деятель, назвал его правителем христианской империи. Сам Карл в 794 г. созвал во Франкфурте Вселенский церковный Собор, на котором объявил важные изменения в богословской доктрине и церковном праве. Поэтому одни историки утверждают, что папа Лев III сделал Карла императором, другие – что Карл сделал Льва папой (об этом см.: Гарольд Дж. Берман. Западная традиция права: эпоха формирования / Изд-во МГУ, 1998).

 



 
PR-CY.ru