В 864 г. крестился болгарский князь Борис, бывший ученик Мефодия, после крещения принявший имя – Михаил: крещение совершал епископ, присланный от Фотия. В 866 г. христианство в Болгарии стало государственной религией, но Борис (Михаил) желал иметь православную национальную Церковь, независимую от Византии. Опасаясь, как бы церковная зависимость от Византии не перешла в политическую, князь Борис в 866 г. обратился в Рим с просьбой прислать ему епископов и священников. Просьба была принята с восторгом; латинские иерархи вытеснили греков и стали вводить filioque и латинские порядки, резко и несправедливо очерняя перед болгарами порядки греческие. Фотий окружным посланием сообщил восточным патриархам о том, что делается в Болгарии, подверг латинские новшества резкой критике, особенно выдвигая незаконность искажения Символа веры, и пригласил их на Вселенский Собор для суда над папой. Собор состоялся в 867 г.; папа был объявлен низложенным, императора Людовика II постановлено просить о выполнении этого решения. Но в том же году император Византии Михаил III был убит, а его убийца – Василий Македонянин, став преемником на византийском престоле, тотчас низложил виднейших сторонников убитого и, прежде всего, – Фотия. Игнатий опять стал патриархом. Папский престол после смерти Николая I занял более умеренный Адриан II, с которым было возобновлено церковное общение. Однако в 869 г. в Константинополе состоялся новый Собор, на котором уполномоченные папы вели себя донельзя заносчиво. По сравнению с фотиевыми Соборами по числу членов он был просто жалок: начался с десятка членов, на девятом заседании их было меньше сорока, на последнем (десятом) – 109. Тем не менее, католическая Церковь признала его в качестве Восьмого Вселенского и в дальнейшем счет Вселенских соборов вела самостоятельно. Вместо суда над Фотием легаты просто потребовали подписи под папской формулой его осуждения. Фотий был отлучен от Церкви и сослан в заточение, а списки деяний Собора истреблены. Но и теперь папа не достиг всего, чего хотел: решение болгарского вопроса было представлено третейскому суду представителей Востока. Весь Восток почувствовал в этом Соборе тяжкую национальную обиду. Но фотиева партия только выиграла от осуждения своего вождя на таком Соборе и не думала сдаваться. Ни один епископ – не только из числа поставленных самим Фотием, но и из тех, которые, будучи поставлены до него, признали его патриархом, – не принял соборных определений. Сами игнатиане скоро увидели, что папа их руками загребал жар для себя. Через несколько лет император Василий уже не мог сомневаться в своей ошибке: Фотий был возвращен ко двору и стал воспитателем царских детей, а патриарх Игнатий, узнав ближе своего соперника, тесно сошелся с ним и, умирая, завещал ему кафедру. Вторично вступая на нее, Фотий был на Востоке признан почти единогласно и даже восторженно. Завязались отношения с новым папой, Иоанном VIII, который дал понять, что согласен признать Фотия патриархом, если тот будет считать это признание папским соизволением и уступит Риму Болгарию. С такой инструкцией его легаты явились в Константинополь на Собор 879 г, но не получили возможности даже высказать свои требования. О Болгарии вовсе не было речи, а легатам предложили снимать анафему с Фотия, признать недействительным Собор 869 г. и отлучать от Церкви всякого, кто осмелится что-либо прибавлять к Никео-Цареградскому Символу веры. Этим явно осуждалось filioque. Легаты согласились на это, что вызвало на Западе такое же недовольство, как деяния Собора 869 г. – на Востоке. Иоанн VIII поспешил отвергнуть Собор и вновь подвергнуть Фотия анафеме. Следующие папы поступали точно так же, поэтому всех папских анафем на Фотия насчитывается 12.

 



 
PR-CY.ru