На Западе особенное значение имел Рим: там он был не только единственной апостольской кафедрой, но до второй половины II в. вообще единственной значительной Церковью, и, следовательно, по древности своих преданий превосходил все прочие Церкви Запада на целое столетие. К тому времени, когда епископы стали властями, признанными государством, некоторые апостольские кафедры (например, в Эфесе) успели утратить свой блеск и значение, т.к. апостольское предание, на котором это значение держалось, уже стало, благодаря литературе, общим достоянием. Зато еще больше возросло значение тех, которые были центрами населения, просвещения, богатства, а также административными центрами (например, Рим, Александрия и Антиохия). Ко времени Никейского Собора (325 г.) эти кафедры уже довольно длительное время пользовались не только моральным авторитетом, но и верховной юрисдикцией в Церквах всех примыкавших к ним областей. В то же время выдвинулась новая кафедра – константинопольская в результате перенесения в Константинополь столицы и резиденции императора и провозглашения ее «Новым Римом».

С IV в. замечается соперничество из-за первенствующего влияния в Церкви между четырьмя, как они позже стали называться, патриархиями: Римом, Константинополем, Александрией и Антиохией, причем действовали следующие факторы (по порядку важности): богатство и политическое значение города, обширность области патриархата, заслуга кафедры перед православием, а также высота связанных с кафедрой священных воспоминаний и степень достоверности основания ее апостолами. В последнем отношении далеко превосходила все остальные иерусалимская (или элийская) патриархия, но в остальных отношениях им уступала, потому и не принимала участия в соперничестве. Благодаря заслугам своего богословия (Афанасий и Кирилл Александрийские), корнями уходящего в школу экзегетов (например, Оригена), в IV в. серьезной соперницей Антиохии и Константинополя была Александрия. Но Халкидонский Собор, где на ее епископа Диоскора пала тень еретичества (задевшая, по мнению многих, даже память св. Кирилла) и где восторжествовало православие папы Льва I Великого и Флавиана Константинопольского, подорвал ее авторитет. Окончательная победа халкидонского догмата над монофизитством (553 г.) была вместе с тем победой Рима и Византии над Александрией. Не подчинившийся Восток отпал от Вселенской Церкви, а подчинившийся не оспаривал впредь ни прямо, ни косвенно первенство Византии. К тому же в VII в. восточные патриархаты подверглись иноверному завоеванию; на арене остались лишь Византия и Рим. Государственное значение Рима в IV–VI вв. сильно упало, вначале из-за перенесения императорской резиденции в Равенну, позже по причине варварских завоеваний. Таким образом, Константинополь, находясь позади всех патриархий во всех отношениях, кроме политического, именно в этом отношении опередил всех остальных. Востоку казалось в высшей степени и желательным, и справедливым, чтобы за Римом оставалось (из уважения к старине) первое почетное место, а вслед за ним встала бы кафедра Нового Рима, который был бы уравнен с Римом Старым во всем. Уже на Втором Вселенском соборе (381 г.) это было постановлено, и с тех пор взгляд на такое положение константинопольской кафедры установился на всем Востоке.

 



 
PR-CY.ru