19. Великая схизма.

Начало церковного раскола, положенное в 867 г. взаимными анафемами папы Николая I и византийского патриарха Фотия, в последующие годы углублялось противостоянием Рима и Константинополя. Несмотря на то, что окончательное размежевание Восточной и Западной Церквей произошло в 1054 г., в действительности оно существовало уже более 200 лет, а полностью завершилось только в начале XIII в. В результате разделения название «католическая», т.е. «вселенская» закрепилось за Церковью Западной, а Восточная стала именоваться «православной», т.е. «ортодоксальной» (по-латыни).

Христианская Церковь с момента своего возникновения претендовала на то, чтобы стать мировой, вселенской. Однако даже в самом начале она не представляла собой монолитного образования. Так, во второй половине II в. в Северной Африке началась латинизация Церкви, в то время как в Риме вплоть до III в. в христианской среде преобладал греческий язык. Это положило начало в расхождении восточного и западного направлений в христианстве. Потом оно усугубилось различием исторических судеб восточной и западной частей Римской империи. Различен был и подход: Восточная Церковь опиралась на мощь византийской государственности, а Западная стремилась стать над светской властью, подчинить ее себе. Развернулось соперничество между Востоком и Западом по вовлечению народов в ту или иную ветвь христианства. Различались и методы христианизации.

Западные миссионеры проводили более жесткую политику по отношению к обращаемым народам, иногда прибегая и к расправе над язычниками при помощи государственной власти. Кроме того, они проповедовали на латинском языке, зачастую непонятном местному населению. Восточная Церковь действовала более дипломатично, проповедуя, как правило, на языке обращаемых. На местном языке осуществлялась и литургия. Это способствовало относительной самостоятельности восточных Церквей, а также развитию национальной литературы и церковному искусству.

Василий Великий общую причину всех разделений в Церкви видел в слабости у некоторых христиан чувства взаимной братской любви и уважения, которые в случае разномыслия ставили мнение свое или своей партии выше мнения всякого другого лица, не соглашались подчинить его даже голосу целых Церквей и всей Вселенской Церкви, всех хотели учить, а сами ни у кого не считали возможным учиться. Разногласия, подававшие повод к образованию в Церкви партий, прекращавших друг с другом церковное общение, были двоякого рода: одни касались вопросов догматических, другие – вопросов церковного управления. Первым с конца II в. дано преимущественно название ересей; за вторыми сохранился термин «схизма», т.е. раскол; в I–II вв. данный термин обозначал всякие церковные разделения. В эпоху Реформации появился новый термин – «исповедание» для обозначения возникших в то время систем вероучения. С начала XVII в. он применялся к православному вероучению, с XIX в. – ко всем христианским религиозным обществам, а с последних десятилетий XIX в. – и к нехристианским (например, стали говорить об «иудейском вероисповедании»). Однако с богословской точки зрения, этот термин приложим только к системам, которые, расходясь с православием в некоторых пунктах, не подвергались, тем не менее, нарочитому осуждению всей Церкви.

 



 
PR-CY.ru