Сообщается, что путь братьев поначалу лежал по степям диких угров – венгров. Добравшись до Херсонеса (в Крыму), они провели здесь некоторое время, изучая хазарский язык (по другим версиям – еврейский). Здесь им удалось найти Евангелие и псалтырь, написанные «русскими письменами», а также человека, говорившего на этом языке. Иначе говоря, в Крыму в середине IX в. «русские» не только жили, но имели также и свою письменность (латинскую? греческую? еврейскую?). Читаем далее: «Тогда же они узнали, что в Крыму хранятся мощи священномученника Климента, епископа римского, и часть их взяли с собой». Возникает вопрос: почему их внимание привлекли мощи именно римского епископа, а не какого-нибудь другого?

Братья отправились проповедовать христианство хазарам через Причерноморские степи, Крым на Нижнюю Волгу, в хазарскую столицу Итиль. Пока они двигались по степям, в Византии произошли серьезные политические события, которые не могли не повлиять на их миссию. В Хазарии Константин много проповедовал и спорил с мусульманами и иудеями, которые имели очень большое влияние на хазарскую знать. «Житие» Константина сообщает, что во всех диспутах он одерживал победу, однако значительных последствий его миссия не имела, и, насколько известно, христианство среди хазар так и не получило распространения. Каган, впрочем, остался очень доволен своим гостем и по его просьбе отпустил на волю всех греческих пленников (более 200 человек). Мефодий в этом деле не мог помогать брату, т.к. был не так хорошо образован и не разбирался в тонкостях богословия.

В 861 г. Мефодий отправился в Болгарию, куда его пригласила сестра царя Бориса, уже принявшая христианство; сам же Борис оставался язычником. Однажды он поручил Мефодию расписать изображениями зверей и птиц стены своего любимого охотничьего замка. Вместо зверей и птиц Мефодий велел ( не уточняется – кому?) изобразить на них Страшный суд. Когда картина была закончена, он объяснил царю ее значение, и устрашенный Борис с этих пор стал думать о принятии христианства (вместо того, чтобы наказать ослушника). Впоследствии он действительно крестился (но едва ли под воздействием впечатления от картины), хотя произошло это событие уже без участия Мефодия – в ту пору он совершал миссионерский подвиг в другом месте.

В начале 860-х гг. один и самых могущественных славянских государей – моравский князь Ростислав попросил византийского императора Михаила III прислать ему христианских учителей. Великая Моравия в то время была крупнейшим государством Восточной Европы – кроме собственно Моравии в ее состав входили Западная Словакия, Чехия, часть Южной Австрии, Малая Польша, Лужица и земля бодричей. Столицей был город Велеград. Хотя большая часть славянского населения продолжала пребывать в язычестве, христианство уже имело в Моравии прочную основу – и сам князь, и его окружение крестились. Евангелие здесь проповедовали немецкие (в основном баварские) миссионеры. В их руках находились все церкви (служба там шла на латинском языке).

 



 
PR-CY.ru