Папа выступил против Фотия еще и потому, что тот противился экспансии папства на Востоке, в Болгарии, где в это время вели просветительскую деятельность Кирилл и Мефодий. В 867 г. поместный Константинопольский собор отлучил папу Николая I от Церкви, а учение о филиокве объявил ересью. Начался раскол (так называемая «фотианская схизма»), где впервые отчетливо сформулированы расхождения между Церквами, что в дальнейшем приведет к окончательному разделению Церквей.

После убийства распутного и расточительного императора Михаила III (в 867 г.) основателем Македонской династии Василием I Македонским Фотий выступил против узурпатора. Внезапная перемена династии в Константинополе и почти одновременная смерть папы Николая I дали спору с Римом неожиданный оборот. Царь Василий I считал столкновение с Римом слишком опасным для своего воздвигнутого на преступлении престола и совершил новый церковный переворот, убедив Фотия сложить с себя патриарший сан. Династические интересы в данном случае шли вразрез с национальными и церковными. Патриархом вновь стал Игнатий I. В Италию было отправлено новое посольство с извещением о восстановлении Игнатия на патриаршем престоле и с просьбой об его утверждении. Послы застали на римском престоле нового папу Адриана II, продолжавшего держать себя по отношению к Византии с той же резкостью и прямолинейностью, как и его предшественник. Адриан созвал в храме св. Петра Синод римского духовенства, на котором был предан анафеме Константинопольский собор, сожжены его постановления и повторены проклятия в адрес Фотия и его приверженцев. Затем три папских легата отправились в Константинополь, чтобы и там уничтожить постановления «ложного» Собора, настоять на требованиях Николая и добиться признания папского главенства. Под председательством этих легатов в храме св. Софии с 5 октября 869 г. по 28 февраля 870 г. заседал Собор, названный римской Церковью Восьмым Вселенским. Решения этого Собора, подписанные только 102 епископами-игнатианами, равнялись полной победе римской Церкви: Фотий и его приверженцы были отлучены от Церкви, все действия их уничтожены, Восточная Церковь поставлена в зависимость от папской курии. Однако победа была непродолжительной. В вопросе о новообращенных болгарах даже игнатиане дали решительный отпор притязаниям папы, вследствие чего немедленно после закрытия Собора борьба с Римом должна была возобновиться.

 



 
PR-CY.ru