Поэтому его партия единодушно поддержала кандидатуру Фотия, чьи убеждения были сходными с убеждениями Мефодия: Фотий проявлял живой интерес к просвещению и начал свою деятельность с обновления епископата, призвав к нему людей, от которых мог ожидать содействия, преимущественно своих же учеников. Подобно Мефодию, Фотий гуманно относился к еретикам и стремился ограничить непомерное влияние монахов и очистить монашество от злоупотреблений. Поэтому монахи, особенно из Студийного монастыря, встретили избрание Фотия крайне враждебно, и вся партия игнатиан перешла в оппозицию: они провозгласили анафему на патриарха и его приверженцев, фотиане ответили тем же. Партия игнатиан подверглась со стороны Варды жестоким преследованиям, но угрозы и насилие не могли заставить свергнутого патриарха добровольно отречься от сана.

Теснимые могущественными врагами, игнатиане решились на шаг, окончательно подорвавший их авторитет: изменив основным политическим задачам византийской Церкви, они искали опоры в безусловном подчинении папскому примату. Византийский двор и партия Фотия, в свою очередь, признали желательным склонить на свою сторону папу Николая I и отправили в Рим блестящее посольство с дарами и с просьбой прислать в Константинополь легатов на Собор, который должен был умиротворить Церкви и уничтожить остатки иконоборчества. В этом шаге Восточной Церкви Николай, к которому игнатиане уже успели обратиться с унизительной апелляцией, мог видеть признание своего примата. Он послал двух епископов с приказанием ознакомиться со спором между Фотием и Игнатием и доставить ему точные сведения по этому вопросу. В двух посланиях к царю и к Фотию папа порицал незаконность действий Фотиевой партии, требовал присутствия Игнатия на Соборе и отказался признавать Фотия патриархом ранее его полного оправдания. Надменное подчеркивание папского главенства, требование выдачи конфискованного имущества римской Церкви в Калабрии и Сицилии и притязания на восстановление папской власти в солунском и сиракузском диоцезах должны были неприятно поразить национальное чувство византийцев. Тем не менее, двор решился добиться своей цели мирным путем; папских легатов удалось задобрить подарками и обещаниями. Собор (май 861 г.), состоявший преимущественно из сторонников Фотиевой партии (318 епископов), заставил Игнатия отказаться от престола и в присутствии папских послов признал избрание Фотия законным.

Когда папские легаты в сопровождении византийского посольства возвратились в Рим, Николай I собрал духовенство, прочитал письма царя и Фотия, наполненные льстивыми выражениями, но вместе с тем и порицаниями ошибок латинской Церкви, и провозгласил низложение Игнатия и избрание Фотия незаконным. В свою очередь, Константинополь отверг право папства на низложение своих патриархов и обвинил папу в нарушении церковной дисциплины, обрядов богослужения и богословского тезиса об исхождении Святого Духа (Filioque). (Западная Церковь считает, что Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына (лат. «филиокве» означает «и от сына»), Восточная – только от Бога Отца.

 



 
PR-CY.ru