Человек был сотворен по образу и подобию Божию из двух природ – разумной и чувственной, как некая связь между мирами видимым и невидимым, как некий «новый ангел» для царствования над земным миром. Бог дал ему право и способность через собственное свое произволение пребывать в непрерывном единении с Собой. Первозданный человек был поселен в раю, который представлялся Иоанну двояким: телесно человек пребывал в божественном и прекрасном месте, а душой – в месте несравненно более прекрасном и высоком. Он был создан нетленным, бесстрастным и бессмертным для равноангельской жизни, имея возможность непрестанно созерцать Творца. Но все, что дано было первозданному человеку, он должен был усвоить только при наличии своей свободы, так как добродетель есть лишь то, что проявляется не по принуждению. Человек не выдержал этого испытания и пал, причем грехопадение так сотрясло его природу, что ее гармоническое строение нарушилось. И с тех пор он тяготеет в сторону вещества. Погружаясь в материю, человек сделался смертным, поддался вожделению и страстям.

Для победы над смертью и пороком потребовалось чудо Боговоплощения, когда «Сам Творец и Господь вступил в борьбу за Свое создание». Через Распятие была упразднена смерть, разрушен грех и устроено возвращение к древнему блаженству. Иисус указал человечеству путь, каким можно уйти от гнета первородного греха. Чудо воскресения, совершившееся во Христе, как в начатке, повторяется в каждом желающем и только через общение с Христом. В крещении человек получает как бы возможность второго рождения, а через тайну причащения – получает вечную и нетленную пищу.

Тайна Боговоплощения рассматривалась Дамаскиным очень подробно. Он как бы подвел итог многовековому христологическому спору; писал, что Бог вочеловечился для спасения, обновления, обожения человека. Воплощение Слова совершилось действиями духа, Который как некое Божественное семя осенил Деву Марию и образовал из ее непорочных кровей начаток нашего естества. Чудо Боговоплощения произошло уже в момент зачатия. Плоть Иисуса с самого начала была плотью Слова, без всякого временного разделения. Мария родила не просто человека, но вочеловечившегося Бога. Господь стал человеком воистину и по естеству, т.е. не только восприял тело и душу человека, но и принял наше проклятие и наш грех. Воля человеческая при этом, не сливаясь, соединилась с волей божественной, став волей богочеловека Христа. Как и все люди, Христос имел свободу выбора – имел свою человеческую волю. Но Его человеческое «хотение» не расходилось с решениями Его Божественной воли. Ни один из поступков Иисуса не был принуждением свыше, каждый из них, вплоть до распятия, являлся делом Его свободного выбора.

Вначале у сторонников иконопочитания не было никакого богословского обоснования, аргументы противников производили опустошительные действия в их рядах; поэтому их положение было просто безотрадным. Иоанн Дамаскин оказался их первым литературным защитником. Впоследствии Константинопольский патриарх Никифор I (IX в.) смог серьезно ослабить аргументацию иконоборцев.

 



 
PR-CY.ru