Во сне он увидел, как Богоматерь с иконы сказала ему: «Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею – сделай ее тростью скорописца». Проснувшись, Иоанн увидел свою руку исцеленной. Когда халиф узнал об этом чуде, он понял, что Иоанн стал жертвой клеветы, и предложил ему вернуться к себе на службу, но Дамаскин отказался. Оставив доходную службу, он удалился в монастырь Саввы Освященного под Иерусалимом и постригся там в монахи. Надо думать, что Иоанн просто понял свое призвание, которое легче было реализовать в монастыре.

По уставу обители Саввы Освещенного каждый вновь прибывший инок должен был поступить под надзор опытного в духовной жизни старца. Игумен стал искать такого наставника для Иоанна, но большинство монахов отказались, не желая быть учителем человека, чья ученость была известна всему Востоку. Наконец, один из них согласился наставлять Иоанна и, прежде всего, решил отучить его от мирской гордыни: запретил ему писать послания и даже вести разговоры о светских науках. Иоанн повиновался этому запрету и стал добросовестно исполнять все возложенные на него поручения. Однажды старец велел ему отнести корзины на дамасский рынок и продать их там, хотя и знал, что Иоанну тяжело заниматься таким презренным делом в городе, где все хорошо помнили его величие. Иоанн беспрекословно исполнил это поручение. Отдохновение же он находил в церковной поэзии и в короткий срок сочинил несколько надгробных тропарей, отличавшихся исключительной трогательностью (многие из них до сих пор употребляются при отпевании умерших). Наставник Иоанна увидел в этом занятии еще одно проявление гордыни и наложил на него строгую епитимью (наказание), повелев очистить руками все отхожие места в лавре. Иоанн смиренно выполнил и это неслыханное требование теми самыми руками, которые прежде умащал дорогими ароматами. После этого старец простил его, но по-прежнему запрещал писать. Видя его непреклонную суровость, Богородица явилась однажды наставнику в ночном видении и сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий источать сладкую и изобильную воду? Не препятствуй источнику течь. Пусть жаждущие стремятся к этой воде». Старец смутился и больше не запрещал Иоанну писать. (Поучительный пример того, чью волю надо исполнять прежде всего – Божью или человеков.)

С этого времени Иоанн постоянно трудился над составлением книг и песнопений. Ему приписывают авторство многих песен в знаменитом «Октоихе» – восьмигласнике для воскресной службы, который еще при его жизни был принят по всему Востоку, а после его смерти также и на Западе. «Октоих» произвел перемену в церковной службе, придав ей большую определенность и единообразие. Кроме этого Дамаскин писал жития, составлял праздничные «слова» и молитвы, излагал догматы веры и комментировал непонятные места в богословии. Продолжал он писать и против еретиков, особенно иконоборцев, составил «Руководство» – объяснение важнейших богословских выражений, неправильное понимание которых в древности было причиной ересей, а также несколько небольших сочинений по догматике (среди них: «О святой Троице», «Об образе Божьем в человеке», «О природе человека» и др.). Большой известностью пользовались проповеди Дамаскина. Он много сделал для исправления богослужения, пересмотрев и дополнив устав иерусалимского монастыря Саввы Освященного. Наконец, он был первым, кто изложил в стройном систематическом порядке богословское учение православной Церкви.

 



 
PR-CY.ru