Она состоит из трех частей: 1. «Диалектика» (по сути – философское введение) излагает, главным образом, онтологию Аристотеля; 2. «Книга о ересях» дает сведения о ересях с прибавлением сообщений о мусульманстве и иконоборчестве; 3. «Точное изложение православной веры» – это свод догматических воззрений, развитых Соборами и виднейшими отцами Церкви, особенно Григорием Богословом и Дионисием Ареопагитом; в ней последовательно рассмотрены учения о Боге, Троице, сотворении мира, ангелах и бесах, видимой природе и рае, о человеке, его свойствах и Божием провидении. Церковное предание считает Иоанна Дамаскина также плодовитым гимнографом, за что он был прозван «Златоструйным».

О жизни последнего из великих отцов Восточной Церкви известно немного. Родился он около 675 г. в Дамаске, который находился тогда под властью арабов. Его родители были знамениты богатством, древностью рода и благочестием. Отец, Сергий Мансур, исполнял при халифе Абд аль-Малике должность главного казначея (как член этой семьи Иоанн носил еще и арабское имя Мансур). Он очень заботился о том, чтобы его сын получил хорошее образование и был воспитан в православной вере. Однажды ему посчастливилось купить на рынке захваченного в плен пиратами итальянского инока Косьму, благодаря которому Иоанн глубоко изучил богословие и греческую философию. Поступив позже на службу, он быстро возвысился благодаря своим блестящим способностям, вскоре стал ближайшим советником и министром при халифе Хишаме и фактически управлял Дамаском.

При всей занятости делами Иоанн не терял живого интереса к христианской вере и написал единоверцам несколько посланий с обличением еретических учений; откликнулся на иконоборческие гонения Льва Исавра тремя посланиями («словами») «Против отвергающих святые иконы», в которых писал, что запрет Моисея «делать всякое подобие» Божества имел временное значение и был воспитательной мерой для пресечения склонности евреев к идолопоклонству. Но с началом христианской эпохи воспитание кончилось, и в царстве благодати не весь Закон сохранил силу. Иконоборчество было для Иоанна равносильно нечувствию Богочеловеческой тайны. Конечно, Бог, по чистейшей духовности Своего естества, невидим и потому неизобразим – Он не имеет действительного образа в вещественном мире. Однако по благости Своей Бог открыл Себя людям в Боговоплощении, сделавшись таким образом видим и изобразим. Поэтому никакого идолопоклонства в почитании икон нет и не может быть, ибо христиане поклоняются «не естеству дерева и красок», но «образу Воплотившегося», через который поклоняются Самому Христу.

Находясь вне пределов досягаемости византийских властей, Иоанн разослал различным христианским Церквам много посланий в защиту иконопочитания. Уязвленный ими император повелел найти какое-нибудь из посланий Иоанна, написанное его собственной рукой, а затем приказал опытным писцам подделать его почерк. Те составили как бы от имени Дамаскина письмо к императору Льву, в котором он якобы обещал при удобном случае передать Дамаск в руки христиан. Это письмо Лев переслал в Дамаск халифу; тот пришел в ярость и приказал отсечь Иоанну правую руку. Легенда повествует о том, что Дамаскин, взяв усеченную руку, стал молиться перед иконой Богоматери, а потом заснул.

 



 
PR-CY.ru