Однако основной причиной иконоборчества явилось, прежде всего, массовое недовольство различных слоев населения Византии ростом монастырского землевладения. Лев Исавр опасался, что недовольные массы, особенно малоземельные крестьяне окраин, поддержат постоянно вторгавшихся арабов. Наибольшую ненависть населения вызывали монахи партии иконопочитателей (иконодулов, иконолатров, идололатров, как их называли противники). Поэтому Лев III в 726 г. издал эдикт, запрещавший поклонение иконам, как идолопоклонство. Эту императорскую инициативу поддержали павликиане. (Павликианство – ересь, возникшая в Армении в VII в.) Его последователи не признавали церковной иерархии, отказывались от крещения и других обрядов, проповедовали социальное равенство.

Вначале император своим указом запретил христианам падать перед иконами во время молитвы; многие иконы были поставлены высоко, чтобы их нельзя было целовать. Это не привело к ожидаемым результатам, и через пять лет был издан указ, в котором повелевалось совершенно прекратить почитать иконы и удалить их из общественных мест. Многие иконы просто уничтожались.

При их уничтожении происходили схватки и побоища. Население собственно Греции (Эллады) и Кикладских островов, провозгласив нового императора, подняло восстание, окончившееся, впрочем, полной победой энергичного Льва Исавра. Немало жителей внутренних частей империи, не желая мириться с ересью, бежали на окраины государства. Значительная часть итальянских владений Византии с Равенной в это время отдалась во власть лангобардов. Римские папы отказались подчиниться требованиям императора и объявили иконоборчество ересью. Константинопольский патриарх Герман обличал Льва III в ереси, на настояния императора подписать эдикт против икон ответил отказом вводить что-нибудь новое в делах веры без Вселенского Собора, но был смещен и заменен иконоборцем Анастасием. Папство встало на защиту Германа, папа Григорий II осудил Льва III как еретика, а 90-й по счету папа Григорий III специально собрал в 732 г. Собор, также осудивший иконоборчество. Папы расценивали политику Льва III как стремление сочетать в себе императора и священника. С их точки зрения, Лев III Исавр представлял собой не более чем прихожанин Софийского собора.

По вполне понятным причинам литературная продукция иконоборцев почти полностью утрачена (из-за их окончательного поражения), зато хорошо сохранились произведения иконопочитателей. На Востоке самым сильным противником иконоборчества явился в эту эпоху знаменитый Иоанн Дамаскин. Его главная работа – «Источник знания (ведения)» – остается непревзойденным курсом догматического богословия. Не стремясь к новым построениям (по причинам верности традиции), он тщательно и любовно собрал и систематизировал все главное, что установили церковные Соборы и чему учили величайшие богословы. Книга написана им в конце жизни; дает полное и ясное изложение православных догматов; служила образцом для богословов не только восточных, но и западных. Даже труды Фомы Аквинского являются зачастую переделками богословия Иоанна Дамаскина.

 



 
PR-CY.ru