Так называемое иконоборчество, как религиозно-политическое движение, было одним из характерных явлений, сопровождавших распространение икон. Оно возникло в Византии в первой половине VIII в. и продолжалось почти до середины IX в. Однако это умонастроение рождалось в христианском сознании периодически и заставляло богословов и простых прихожан выступать против церковно-храмовой живописи. Мотивы, толкающие иконоборцев на борьбу с почитанием икон, имеют как психологическую, так и философско-религиозную природу.

На иконоборческих настроениях в Византии не могла не сказаться географическая близость духовно и политически крепнувшего арабского Востока, не признающего изобразительного элемента в религиозном искусстве. В такие периоды византийское христианство было особенно близким к тому, чтобы пойти по следам иудаизма и мусульманства, ограничив живописное творчество одной орнаменталистикой. Кроме того, в VIII–IX вв. наблюдаются дальнейший упадок городов и отход светских культурных интересов на задний план, а сельское население всегда сохраняло элементы язычества. Политической же предпосылкой иконоборческих споров было стремление опиравшихся на армию императоров реорганизовать терпевшую кризис структуру византийского общества на основах секуляризаторского (светского) централизма и покончить с влиянием монашества. Религиозно-философская сущность полемики сводилась все к тому же вопросу об адекватности самораскрытия Абсолюта, который стоял некогда в центре арианских споров. На этот раз речь шла о реализации божественного «первообраза» не в личности Христа, а в церковном культе и в церковном искусстве.

В VIII в. каноническая формулировка иконопочитания еще не была установлена, и почитание икон принимало зачастую преувеличенно грубый характер, носившее языческие черты: многие церковные люди и миряне не только воздавали иконам такое же почитание, как животворящему кресту, но и возлагали на них полотенца и делали из икон восприемников своих детей при крещении. Желая принять монашеский сан, многие предпочитали отдавать свои волосы (т.е. принимая постриг) не духовным лицам, а складывать их при иконах. Некоторые из священников и клириков соскабливали краски с икон, смешивали их с вином и хлебом причастия и давали эту смесь всем желающим вместо причащения. Другие возлагали «тело Христово» на образа и оттуда причащались святых тайн. Некоторые, презрев храм Божий, устраивали в частных домах алтари из икон и на них совершали священные тайны (по Ф.И. Успенскому).

Такие преувеличения, навлекавшие на христиан упреки в идолопоклонстве, особенно со стороны мусульман, которые в это время не только энергично распространяли свою, враждебную всякому иконопочитанию религию, но и требовали от подвластных себе христиан прекращения поклонения иконам, вызвали противодействие со стороны императора Льва III Исавра (замечательного полководца, администратора и законодателя), стремившегося (одновременно с военным сопротивлением арабам) распространить христианство среди мусульман (и евреев) и не стеснявшегося властно вмешиваться в вопросы церковной жизни. Именно Лев III начал важные перемены в сфере права, общественных отношений и церковной политики.

 



 
PR-CY.ru