Теологического обоснования практики написания икон, а также их почитания нет ни в Ветхом, ни в Новом Завете. Более того, в Библии зафиксирован запрет на изображение Бога, сформулированный в заповедях Моисея – для того чтобы устоять против соблазнов языческих культур, практиковавших создание изображений своих богов. Отсюда – запрет на изображение не только Бога, но и Его творений: людей, животных и растений. Однако тотальный запрет на любые изображения делал невозможным развитие живописи и скульптуры, препятствовал раскрытию соответствующих творческих дарований, а значит – и появлению таких людей, у которых не только мог возникнуть соблазн нарушить запрет, но и формировались бы необходимые для этого творческие навыки. Важность этого запрета не ослабевала из-за постоянного свидетельства живущих по соседству эллинов и римлян, в большом количестве создающих изваяния своих антропоморфных богов (идолов). Поэтому христианское сознание, воспитанное на библейских текстах, видело в иконопочитании прямое сходство с идолопоклонством.

Если возводить историю иконописания к евангелисту Луке, то необходимо признать, что он не был евреем. Его называют врачом, и Лука вряд ли рисовал изображения, чтобы им поклонялись – в лучшем случае, это могли быть иллюстрации евангельских историй, тем более что в такой форме проповеди новой веры отсутствует языковой барьер. Однако для написания икон необходимо было иметь навыки рисования, которые нельзя было приобрести в иудейской среде, поскольку еврейская традиция очень осторожно относилась к различным изображениям, особенно на библейские сюжеты. В среде греческого мира изобразительное искусство имело вековые традиции и всячески поощрялось. Но рациональный смысл в распространении новых религиозных представлений в языческой среде при помощи икон, несомненно, был: видя изображение Спасителя, люди могли верить в силу этой иллюстрации так же, как они верили в силу слова (написанного или произнесенного). Более того, именно зрительное восприятие могло создавать ощущение новизны веры, реальности того, что проповедовалось: незримое в зримом; а также способствовать стремлению отгородиться от Торы. По указу императора Клавдия из Рима были высланы все евреи, в том числе и иудеохристиане, а все верующие из язычников той эпохи воспитывались на отрицании иудейства из-за постоянных гонений на них со стороны иудеев. Многие из гонителей-иудеев не очень хорошо знали язык Танаха, но им было очень неприятно, что язычники им же говорят об их Боге, извращают весть о близости Царства Божия и о приходе Мессии. И тем более неприятно было, что Бога, которого «не видел никто и никогда», Спасителя мира, Господа всей вселенной эти язычники самонадеянно изображают как своего идола. Это была кощунственная профанация самого сакрального в древней иудейской вере, и это не могло не вызвать озлобления против христиан.

Греческая философия тоже пыталась понять еврейского Мессию со своей точки зрения, «адаптировать» Его в свою культуру. Наглядный образ Христа этому в немалой степени способствовал, помогал лучше формулировать богословскую мысль христианства. Тем более что в то время были очень популярны апокрифы с яркими описаниями жизни Иисуса, его Матери, ангелов и демонов, святых и праведников, а также всевозможных чудесных историй. И если это было нужно необразованным христианам, которым трудно было усвоить отвлеченное, умозрительное постижение идеи Бога, то пусть будет так, решили проповедники.

 



 
PR-CY.ru