Главным памятником его литературной деятельности, где всего яснее сказались взгляды Феодора Студита на жизнь, являются проповеди. Они были собраны в двух «Катехизисах»; главной темой служат идеалы аскетической добродетели – деятельной, а не созерцательной. Вторая его часть – Малый катехизис – была одной из любимых книг средневекового греческого и, по-видимому, славянского общества. Не менее ценной является и его переписка; многие из его писем очень важны для истории церковно-политических вопросов VIII–IX вв. Из них видно, что Феодор Студит является врагом византийского цезарепапизма и защитником первенства римской Церкви как главного оплота против тирании иконоборцев.

В истории литературы Феодор Студит известен и как поэт, избравший для себя форму ямбической эпиграммы, расцвет которой в последующие века он же во многом и подготовил. В рамках этой формы он с большой живостью, непосредственностью и чувством реальности набрасывает образы своих монастырских собратьев. Например, в эпиграмме «К монастырскому повару» есть такие слова: «Грязна рука у повара – душа чиста».

Преемник Льва V Армянина, Михаил II Косноязычный (Аморейский) попытался держаться довольно своеобразной политики терпимости относительно иконопочитателей: дал амнистию всем, пострадавшим за иконопочитание (между прочим, и Феодору Студиту), и издал постановление, требовавшее, чтобы «никто не смел приводить в движение язык свой ни против икон, ни за иконы», «чтобы молчание было правилом во всем, что напоминает иконы». Однако и в это царствование произошло восстание самозванца Фомы, поднятое, вероятно, во имя православия. Постановление Михаила II оставалось в силе и при его преемнике, императоре Феофиле (829–842 гг.), который, однако, снова стал энергично преследовать иконопочитателей. Лишь после смерти Феофила, в регентство его жены Феодоры (за малолетством императора Михаила III), а также других лиц, в том числе и дяди императрицы Мануила

Во время регентства Феодоры был свергнут приверженец ереси патриарх Иоанн VII и на его место возведен защитник иконопочитания Мефодий, подвергшийся преследованию при Феофиле. Под его председательством состоялся в 842 г. Собор, утвердивший и одобривший все определения Седьмого Вселенского собора и подвергший снова отлучению иконоборцев (исключение было сделано для Феофила); тогда же был установлен и совершен чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной Церкви в Неделю православия.



 
PR-CY.ru