Папа Пелагий I после некоторых колебаний был вынужден подтвердить решения Собора, чем вызвал глубокий раскол в Западной Церкви от Илларии до Северной Африки. Начались взаимные «отлучения» от Церкви. В разгар этих событий Пелагий I умер, и Юстиниан I издал новое распоряжение: после избрания нового папы до его посвящения в этот сан он должен быть утвержден императором. Тем самым папа, как и патриарх Восточной Церкви, попадал под влияние византийского императора. Первым папой, избрание которого утвердил император, стал Иоанн III.

В это время получил необычайную популярность сборник философских трактатов под названием «Ареопагитики», авторство которого приписывалось Дионисию, члену афинского Ареопага (Сената), обращенного в христианство апостолом Павлом. О нем кратко сообщается в «Деяниях апостолов» и в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского: он стал первым епископом Афин, одно время проповедовал в Галлии и принял там мученическую смерть. Вплоть до эпохи Возрождения сомнений в древности и подлинности «Ареопагитик» не возникало ни на Востоке, ни на Западе. Исключительный религиозный подъем, необыкновенная глубина и острота мистических умозрений, сам язык, выразительный и страстный, поражали воображение многих поколений христиан и заставляли признавать Дионисия Ареопагита одним из величайших религиозных мыслителей прошлого. Но потом авторство Дионисия стало вызывать все больше сомнений, и в настоящее время можно считать твердо установленным фактом, что никаких сочинений настоящий Дионисий не оставил, а приписываемые ему труды являются позднейшей подделкой. В пользу этого свидетельствует не только полное отсутствие каких бы то ни было упоминаний о творениях Ареопагита вплоть до VI в., но и самый характер памятника, слишком далекого и по языку, и по строю мысли от безыскусной простоты первохристианской эпохи. Нет сомнения, что подлинный автор «Ареопагитик» прекрасно знал и разрабатывал идеи неоплатоников: прежде всего Прокла, последнего великого представителя языческого идеализма, доведшего неоплатоническую доктрину об иерархии бытия до высшей ступени виртуозной аналитической рассудочности, а также Плотина, Порфирия и Ямвлиха, христианского святого из Эфеса, последователи которого (марониты-сирийцы) в VII в. отделились от православной Церкви. Это, конечно же, исключает всякую мысль об апостольских временах. Однако о действительном создателе «Ареопагитик», о месте их составления, о целях «подлога» ничего не известно. Можно предположить только, что неведомый автор был родом из Сирии и скрылся под именем Дионисия, желая придать своим творениям больше авторитета. Если это так, то замысел его увенчался полным успехом: Церковь допустила «Ареопагитики» в свою святоотеческую письменность, и они сильно повлияли на развитие богословской и мистической мысли как на Востоке, так и на Западе. В Средние века Дионисий, несомненно, был самым большим авторитетом для представителей всех школ. И без него будет совершенно непонятна вся история средневековой мистики и философии.

Однако сам псевдоним очень многозначителен: имеется в виду синтез аттической философской культуры с христианским мировоззрением, как оно выразилось в посланиях апостола Павла. Это было обращение к «истокам» запутавшейся в богословской схоластике философской мысли, обращение к строю мысли эллинской.

 



 
PR-CY.ru