Они защищали несторианство, но не были осуждены Четвертым Вселенским собором. Это давало повод и монофизитам, и несторианам толковать решения Собора в свою пользу. Юстиниан, не собирая Синода и не советуясь с епископатом, обнародовал свой эдикт, осуждающий «трех авторов». В западных Церквах данный эдикт встретил сильную оппозицию. Карфагенский епископ решительно отказался подписать его, папа Вигилий также был против эдикта. Западные епископы видели в осуждении «Трех глав» унижение Халкидонского собора, хотя для такого взгляда не было достаточных оснований. Противодействие западных епископов смутило Юстиниана. Он вызвал в Константинополь Вигилия и многих других западных епископов, которые, однако, продолжали не соглашаться с эдиктом. Вигилий только тогда согласился содействовать достижению цели императора, когда Феодора напомнила ему о его подписке при вступлении на римскую кафедру. Он составил judicatum на «Три главы», хитростью склонил подписаться под эдиктом западных епископов, бывших в Константинополе, и представил его царю. Узнав о хитрости, западные епископы восстали на Вигилия. Во главе оппозиционной партии встал карфагенский епископ, написавший 12 книг в защиту Феодора, Феодорита и Ивы. В западных Церквах распространились самые невероятные слухи насчет папы. Вигилий попросил у императора обратно свой judicatum на «Три главы» и предлагал созвать Вселенский Собор, определениям которого все должны будут подчиниться. Юстиниан на созыв Вселенского Собора согласился, но judicaum не возвратил.

Вообще жизнь Вигилия – это цепь отступлений, преступлений и плутовства. Он был известен как содомит и даже убил жезлом мальчика, оказавшего ему сопротивление. За это его на веревках протащили по улицам Рима и избили. При нем духовенство не чуралось оргий, а многие монастыри превратились в публичные дома. В конце 555 г. он был отравлен своим преемником – 60-м папой Пелагием I, ставленником Юстиниана I.

В 551 г. император еще раз сделал попытку склонить западных епископов на свою сторону, для чего пригласил их на Собор в Константинополь. Прибыли немногие, но и они не соглашались с императорским эдиктом. Юстиниан низложил и заточил их, а на их место поставил таких, которые были с ним согласны. В том же 551 г. он издал новый эдикт, в котором особенно развивалась мысль, что осуждение Феодора, Ивы и Феодорита не противоречит Халкидонскому собору. Чтобы добиться желаемого примирения Церкви с монофизитами, в 553 г. Юстиниан созвал в Константинополе Пятый Вселенский собор для окончательного решения спорного вопроса. Отцы Собора пришли к заключению, что Феодор Мопсуетский – действительно еретик-несторианин и должен быть осужден; достойны осуждения и сочинения Феодорита, но сам он как отказавшийся от Нестория и потому оправданный Халкидонским собором не подлежит осуждению. Письмо Ивы Эдесского Собор также осудил, не касаясь самого лица Ивы. Таким образом, Собор шел на определенные уступки. Многие западные епископы протестовали, но Юстиниан готов был на еще более решительные шаги в пользу еретиков, и только смерть помешала ему привести в исполнение акт личного произвола в пользу покровительствуемого им учения, в угоду которому он отказывался даже от своего православия.

 



 
PR-CY.ru